АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2002 года N 128
В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении», программой социально-экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы “От выживания к благополучию” и в целях создания базы для проведения системной политики энергосбережения на территории Ярославской области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию политики энергосбережения в Ярославской области на 2002 - 2003 годы и до 2005 года.
2. Утвердить прилагаемый План организационных мероприятий на 2002 год по реализации Концепции политики энергосбережения в Ярославской области на 2002 - 2003 годы и до 2005 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:
- организовать работу по энергосбережению в соответствии с Концепцией политики энергосбережения в Ярославской области и Планом мероприятий на 2002 год по реализации указанной Концепции;
- обеспечить организационно-экономическую и методологическую согласованность муниципальных программ и планов энергосбережения с Концепцией политики энергосбережения в Ярославской области;
- при формировании местных бюджетов на предстоящие периоды до 2005 года предусматривать в установленном порядке расходы на выполнение мероприятий, реализуемых на территориях соответствующих муниципальных образований области в рамках утвержденной Концепции политики энергосбережения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Федорова А.Г.
Губернатор области
А.И.Лисицын
Утверждена
постановлением Администрации
Ярославской области
от 02.08.2002 № 128
Концепция политики энергосбережения Ярославской области (далее концепция) разработана с учетом «Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года», предусматривающих снижение энергоемкости ВВП в 2-2,2 раза, а также федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы с перспективой до 2010 года. Целью концепции на четырехлетний период является активизация действий хозяйствующих субъектов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, выработка и последовательная реализация системного подхода к управлению энергосбережением на территории Ярославской области.
Реальное существенное снижение энергетических затрат произойдет лишь тогда, когда каждый хозяйствующий субъект будет осуществлять практические мероприятия по энергосбережению. Все инженерные решения в этом направлении, включая автоматические устройства поддержания температурного режима, освещенности, водоснабжения, вентиляции среды пребывания и передвижения, должны быть нацелены на обеспечение биологически комфортной жизнедеятельности человека при неуклонном повышении качества жизни с минимальными удельными затратами топливно-энергетических ресурсов на всем пути добычи, обогащения, преобразования одного вида энергии в другой, доставки их до конечных систем, приборов, устройств пользователя, потребляющих наименьшее количество энергии при реализации максимальных потребительских свойств.
Особо следует подчеркнуть: первичная и наиболее эффективная экономия финансовых средств будет достигнута при наведении элементарного порядка в использовании всех видов топливно-энергетических ресурсов с минимальными единовременными затратами. На последующих этапах перевода социально-экономической жизни на энергосберегающие позиции при внедрении дорогостоящих качественных с продолжительным периодом эксплуатации мероприятий срок их окупаемости по традиционным методикам оценки может достигать нескольких десятков лет, поэтому вводится корректирующий (мультипликативный) коэффициент, учитывающий прежде всего социальный и экологический эффекты, снижающий расчетные сроки окупаемости и делающий намечаемые мероприятия экономически привлекательными (см. приложение 2). В общем виде это демонстрирует рис.1.
Конечным результатом политики энергосбережения является снижение нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности общества.
Концепция разработана в рамках программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы «От выживания к благополучию», что во многом предопределяет ее формат. Однако, она рассчитана на период 2002 - 2005 годов.
Концепция состоит из двух частей.
Первая часть концепции - организационно-методологическая.
Она имеет целью сформировать системное управление политикой энергосбережения на территории области и включает:
- внедрение ведения областного и муниципальных топливно-энергетических балансов;
- методику составления топливно-энергетического баланса применительно к тематике энергосбережения и оценку потенциала энергосбережения (приложение 1);
- единую для области методику оценки эффективности энергосберегающих мероприятий (приложение 2);
- установление на территории области норм и правил, стимулирующих энергосбережение (раздел 7.1);
- положение об установлении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (раздел 7.2);
- положение об экономическом стимулировании энергосбережения в организациях, финансируемых их областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и в организациях жилищно-коммунального хозяйства (раздел 7.3);
- положение об экономическом стимулировании на предприятиях и в организациях смешанной и частной форм собственности в сфере энергосбережения (подлежит разработке в 2002 году);
- перечень направлений энергосбережения в различных секторах экономики;
- годовые планы обучения специалистов, работающих в сфере организации топливо-энергоснабжения, по тематике, вытекающей из целей концепции;
- информационно-рекламное обеспечение концепции.
Эта часть концепции принципиально важна для системного перевода экономики области на энергоэффективный путь развития. Она открыта для наполнения и корректировки по мере накопления опыта.
Вторая часть концепции - технико-экономическая.
Она представляет сводные по области показатели энергосбережения и сводные планы по отдельным его направлениям. Эта часть разрабатывается ежегодно на основе планов энергосбережения департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и труда, жилищно-коммунального хозяйства, администраций муниципальных образований, хозяйствующих субъектов смешанной и частной форм собственности.
Ярославская область располагает ограниченными запасами собственных традиционных топливно-энергетических ресурсов. Газа нет, угля нет. Ведется разведка на нефть, но об ее промышленной добыче пока говорить рано. Имеются запасы торфа. По данным Комитета природных ресурсов по Ярославской области запасы торфа оценены в размере 364,3 миллиона тонн приведенной влажности или около 180 миллионов тонн условного топлива. Потенциальный объем запасов топливного торфа, пригодных для промышленной добычи, существенно меньше и предположительно оценивается в 10 -12 миллионов тонн условного топлива (сокр. тут)*. Возобновляемые ресурсы лесов области по дровяной древесине оцениваются в размере 341 тыс. тонн условного топлива в год (в 2000 году заготовлено 118,4 тыс. тут). Сток реки Волги в границах Ярославской области зарегулирован Угличским и Рыбинским гидроузлами и энергетически используется полностью работающими Рыбинской и Угличской гидроэлектростанциями, объединенными в Каскад верхневолжских ГЭС. Технический потенциал гидроэнергетических ресурсов малых и средних рек области по оценкам проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» им. С.Я.Жука, выполненным в 1989 году, составляет 309 млн. киловатт-часов в год (техническая мощность =36 мВт). «Однако о полном освоении даже технического потенциала речь может идти, по существу, лишь в теоретическом плане, так как есть обстоятельства экологического и экономического характера возможности: это ущерб рыбному хозяйству, затопление сельхозугодий в связи с созданием водохранилищ, повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, подтопление пойменных земель даже при малых подъемах уровня воды и прочее» («ГЭС на малых реках Ярославской области», 1989 год).
Весьма значителен потенциал нетрадиционного источника энергии - тепла земли. По оценкам специалистов в границах Ярославской области он составляет до 6,9 миллиардов тонн условного топлива. Плотность потенциального съема энергии от 93 до 200 тыс. тонн условного топлива с квадратного километра.
Нетрадиционные источники энергии: тепло земли, энергия ветра, отходы жизнедеятельности (мусор как сырье для мусоросжигающих заводов и установок для получения биогаза), прямое преобразование энергии солнца в электричество или тепло используются лишь точечно и пока сколь-нибудь заметного влияния на топливно-энергетический баланс области не оказывают.
* В теплотехнике, экономике под условным топливом понимается топливо, имеющее теплотворную способность 7000 килокалорий на килограмм (ккал/кг)
Для оценки потенциала энергосбережения и результатов повышения энергоэффективности экономики области в качестве базового принят топливно-энергетический баланс Ярославской области за 2000 год. Схема построения баланса применительно к тематике энергосбережения представлена на рисунке 2. Количественные показатели баланса сведены в таблице 1. Методика составления баланса изложена в приложении 1. В балансе не отражаются ресурсы (нефть, лес, торф, иное), используемые в качестве сырья для производства нефтепродуктов, технического углерода, удобрений, пиломатериалов, столярных изделий, иных видов продукции.
Распределение использованных топливно-энергетических ресурсов по территориальному признаку (местные - импортированные) представлено в таблице 2.
Затраты топливно-энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве электроэнергии и ее передаче, потенциал энерго-сбережения у производителей и поставщиков электроэнергии, реально достижимый в течение 2002-2005 годов, представлены в таблице 3
.
Исходные и расчетные показатели топливно-энергетического баланса Ярославской области за 2000 год для целей оценки эффективности использования ТЭР.
В балансе учтено только топливо на тепло-электроснабжение, технологию и транспорт.
Энерго- | Получатели | Объем поставки | Потери в цикле, рас- | Полезный отпуск | Расход на переда- | Потери у произво- | Доставлено | В том числе | Потери от | Полезное | Категории | ||||||||||||
|
|
| D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ | ||
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. | тыс. | млн. |
| ||||
6 | Электро- | В Ярэнерго | 537,0 | 4370,8 | Х | Х | 537,0 | 4370,8 |
|
| Х | Х |
|
| 79,4 | 646,0 | 7,9 | 64,6 | 71,4 | 581,4 | Население | 6 | |
7 |
| в т.ч. от ГЭС | Х | 1068,8 | Х | Х | Х | 1068,8 |
|
| Х | Х |
|
|
|
|
|
|
|
| Бюдж.организации |
| |
8 |
| от др.эл.стан | Х | 3302,0 | Х | Х | Х | 3302,0 | 121,3 | 987,3 | Х | Х | 667,9 | 5436,1 | 73,4 | 597,2 | 7,6 | 61,7 | 65,8 | 531,4 | всех уровней | 8 | |
9 | Топливо | Блок-станции | 12,7 | 73,7 | 7,06 | 27,8 | 5,64 | 45,9 |
|
| 0,1 | Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10 | Топливо | Ярэнерго на | 746,4 | 2412,5 | 499,9 | 405,8 | 246,5 | 2006,7 |
|
| 7,5 | Х |
|
| 515,1 | 4192,9 | 51,5 | 419,3 | 463,6 | 3773,6 | Иные хозяйствую- | 10 | |
11 | Топливо | Ярэнерго на | 901,2 | 6308,4 | 30,4 | 213,0 | 870,8 | 6095,4 | 83,0 | 581,0 | 1,4 | Х |
|
| 2204,6 | 15432,2 | 220,5 | 1543,22 | 1984,1 | 13889,0 | Население | 11 | |
12 | Топливо | Коммунальные | 1359,0 | 9513,0 | 231,0 | 1617,0 | 1128,0 | 7896,0 | 112,8 | 789,6 | 12,0 | Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
13 | Топливо | Промышленные | 1383,9 | 9687,3 | 207,9 | 1455,3 | 1176,0 | 8232,0 | 139,8 | 978,7 | 12,0 | Х | 5496,6 | 38475,9 |
|
|
|
|
|
| Бюджетные |
| |
14 | Топливо | На технологию | 1986,4 | 13904,8 | Х | Х | Х | Х |
| Х | Х | Х |
|
| 255,5 | 1788,5 | 29,0 | 203,0 | 226,5 | 1585,5 | организации | 14 | |
15 | Топливо | Транспорт | 236,0 | 1652,0 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
|
|
|
|
|
|
|
| Иные хозяйствую- |
| |
16 | Топливо | Население | 435,0 | 3045,0 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
|
| 3036,5 | 21255,2 | 303,6 | 2125,5 | 2732,8 | 19129,7 | щие субъекты | 16 | |
ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | тыс. | ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ | ||||
| D | E | F | G | Y | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U |
| ||||
| Энерго- | Получатели | Объем поставки | Тепловые | Отпуск | Тепловые потери | Потери у произво- | Доставлено | В том числе | Потери от | Полезное | Категории | |||||||||||
* Приведенный расход условного топлива на электроэнергию, тыс.тут | 1296,1 | Потребление топливно-энергетических ресурсов в приведенном топ- |
|
| |||||||||||||||||||
Расход условного топлива на теплоэнергию и технологию тыс.тут | 6301,5 | ливе, тыс. тут | 6164,4 | ||||||||||||||||||||
Приведенный расход условного топлива по области, тыс.тут | 7597,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Расход условного топлива на производство, собственные и производственные нужды, передачу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
электрической и тепловой энергии, тыс.тут | 1433,16 | Экспертная оценка реально устранимых потерь топливно-энеге- |
|
| |||||||||||||||||||
Экспертная оценка величины реально устранимых потерь у производмителей и поставщиков |
|
| тических ресурсов у потребителей за 2002 - 2005 годы по сравнению |
|
| ||||||||||||||||||
электрической и тепловой энергии за 2002 - 2005 годы по сравнению с 2000 годом: 2002 год -8,24 |
|
| с 2000 годом: 2002 год - 155,8 тыс. тут, 2003 год - 311,9 тыс. тут, |
|
| ||||||||||||||||||
тыс. тут, 2003 год - 16,5 тыс. тут, 2004 год - 24,7 тыс. тут, 2005 год - 33,0 тыс. тут |
|
| 2004 год - 467,8 тыс. тут, 2005 год - 623,8 тыс. тут |
|
| ||||||||||||||||||
Всего за 2002 - 2005 годы тыс. тут | 82,4 | Всего за 2002 - 20005 годы, тыс. тут | 1559,3 | ||||||||||||||||||||
*Приведенный расход условного топлива- это расход, в котором электроэнергия приведена к условному топливу через тепловой эквивалент электричества, а не через удельный расход топлива на киловатчас |
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |||||||
| тыс. тут | % | тыс. тут | % | тыс. тут | % | тыс. тут | % | тыс. тут | % | тыс. тут | % |
Электроэнергия импортированная * | 402,8 | 5,30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электроэнергия ГЭС местная * | 134,2 | 1,76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо импортированное | 6699,6 | 88,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо местное: | 361,0 | 4,74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего | 7597,6 | 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|