Действующий

Об Областной программе совершенствования системы коррекционного образования

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


В период модернизации образования, приоритета гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, профессионального становления детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возрастных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

В регионе из 165,5 тыс. детей (от 7 до 18 лет) 5439 детей (3,3%) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 2076 детей обучаются в 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 6 видов (для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых). Из общего числа детей, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, 470 детей-сирот (22%).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях области занято 700 педагогов, 12% из них имеют специальное дефектологическое образование, в т.ч. 11 педагогов-психологов, 17 социальных педагогов, 21 учитель-логопед.

Коллективы специалистов трех оздоровительных учреждений санаторного типа для детей с туберкулезной инфекцией реализуют задачи улучшения здоровья каждого ребенка, стабилизации характера течения основного заболевания, создания оптимальных условий для обучения и воспитания.

Возникли и получают распространение инновационные модели коррекционных учреждений.

Созданы структуры, сохраняющие преемственность учебно-воспитательного процесса (допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудовой деятельности).

Вводятся в практику работы учреждений вариативные формы индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения.

Важное место занимает работа по социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей-инвалидов.

Укрепляется экономическая независимость и самостоятельность учреждений (8 учреждений имеют подсобное сельское хозяйство).

Однако в региональной системе специального (коррекционного) образования существует ряд нерешенных проблем:

- материальная база учреждений устарела, не отвечает санитарным нормам; лишь 15 учреждений имеют лицензии;

- в муниципальных образованиях области выделяется недостаточно средств на ее поддержание и развитие, на внедрение в систему передовых образовательных и информационных технологий, на питание воспитанников;

- в 7 муниципальных округах нет специальных (коррекционных) учреждений. Дети с отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах, где нет подготовленных к работе с этой категорией детей педагогов.

Перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений на финансирование из областного бюджета обеспечит:

- совершенствование их сети;

- улучшение качества образования;

- предоставление равных возможностей для содержания обучающихся, воспитанников;

- финансово-материальную поддержку специального (коррекционного) образования.