АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 18 мая 2002 года N 76

     
Об Областной программе совершенствования
системы коррекционного образования



В соответствии с основными направлениями программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг. «От выживания к благополучию» и Программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективы по 2005 г., для оптимизации и реструктуризации сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

постановляю:

1. Одобрить Областную программу совершенствования системы коррекционного образования на 2002-2005 годы (приложение).

Считать Программу составной частью программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы «От выживания к благополучию».

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) при корректировке областного бюджета на 2002 год совместно с департаментом финансов Ярославской области (Федоров А.П.) включить Программу в перечень областных программ, финансируемых в 2002 году за счет средств областного бюджета, утвержденного Законом Ярославской области от 03.01.2002 N 1-з «Об областном бюджете на 2002 год».

3. Департаменту образования Администрации области (Степанова Т.А.) ежегодно в течение действия Программы производить ее финансирование в пределах средств, выделенных департаменту в областном бюджете на соответствующий год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Скороходову И.И.

5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
 А.И.Лисицын


Приложение
к постановлению
Администрации области
от 18.05.2002 N 76

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2002-2005 годы

г.Ярославль
2002 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Областная программа совершенствования системы коррекционного образования на 2002-2005 годы (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Совершенствование сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, образовательных технологий и программно-методического обеспечения специального (коррекционного) образования

Государственный заказчик Программы

Департамент образования Администрации области

Основные разработчики Программы

Управление по социальной политике Администрации области, департамент образования Администрации области

Цели и задачи Программы

Обеспечение равных условий для содержания обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Формирование и реализация политики и механизмов моральной и финансово-материальной поддержки специального (коррекционного) образования

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2005 гг.

Источники финансирования Программы

областной бюджет

Общая стоимость Программы

27 млн.885 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Ответственные лица для контактов

Лебедева Т.С. - консультант управления по социальной политике
Калугина О.Ю. - заместитель директора департамента образования Администрации области

Куратор Программы

Скороходова И.И. - заместитель Губернатора области

Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет куратор от Администрации области - заместитель Губернатора области Скороходова И.И. в порядке, установленном законодательством Ярославской области. Исполнители основных мероприятий представляют куратору информацию о ходе реализации Программы в соответствии с планом программных мероприятий

     

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


В период модернизации образования, приоритета гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, профессионального становления детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возрастных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

В регионе из 165,5 тыс. детей (от 7 до 18 лет) 5439 детей (3,3%) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 2076 детей обучаются в 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 6 видов (для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых). Из общего числа детей, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, 470 детей-сирот (22%).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях области занято 700 педагогов, 12% из них имеют специальное дефектологическое образование, в т.ч. 11 педагогов-психологов, 17 социальных педагогов, 21 учитель-логопед.

Коллективы специалистов трех оздоровительных учреждений санаторного типа для детей с туберкулезной инфекцией реализуют задачи улучшения здоровья каждого ребенка, стабилизации характера течения основного заболевания, создания оптимальных условий для обучения и воспитания.

Возникли и получают распространение инновационные модели коррекционных учреждений.

Созданы структуры, сохраняющие преемственность учебно-воспитательного процесса (допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудовой деятельности).

Вводятся в практику работы учреждений вариативные формы индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения.

Важное место занимает работа по социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей-инвалидов.

Укрепляется экономическая независимость и самостоятельность учреждений (8 учреждений имеют подсобное сельское хозяйство).

Однако в региональной системе специального (коррекционного) образования существует ряд нерешенных проблем:

- материальная база учреждений устарела, не отвечает санитарным нормам; лишь 15 учреждений имеют лицензии;

- в муниципальных образованиях области выделяется недостаточно средств на ее поддержание и развитие, на внедрение в систему передовых образовательных и информационных технологий, на питание воспитанников;

- в 7 муниципальных округах нет специальных (коррекционных) учреждений. Дети с отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах, где нет подготовленных к работе с этой категорией детей педагогов.

Перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений на финансирование из областного бюджета обеспечит:

- совершенствование их сети;

- улучшение качества образования;

- предоставление равных возможностей для содержания обучающихся, воспитанников;

- финансово-материальную поддержку специального (коррекционного) образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Формирование и реализация механизмов финансово-материальной поддержки специального (коррекционного) образования и обеспечение надлежащего финансирования.

Повышение качества образования детей с отклонениями в развитии.

Существенные изменения внутренней среды специальных (коррекционных) образовательных учреждений: повышение уровня профессионализма кадров; создание материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для реабилитации детей.

Создание опорных (базовых) школ, оснащение их материально-технической базы.

Существенные изменения структуры и управления региональной системой специального (коррекционного) образования.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Повышение качества и эффективности специального (коррекционного) образования.

Обеспечение оптимальных условий для содержания обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Укрепление материальной базы образовательных учреждений.

Повышение уровня подготовки специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии.

Основные программные мероприятия

N
пп

Содержание деятельности

Сроки (в установленном порядке)

Стоимость, тыс. руб.

Ответственные исполнители (в установленном порядке)

1

2

3

4

5

1.

Перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений на финансирование из областного бюджета

сентябрь 2002-
сентябрь 2005

27235

департамент финансов Администрации области, департамент образования Администрации области

2.

Создание программ, методических пособий, учебников для реализации регионального компонента специального образования

2002г
2003г
2004г
2005г

30
30
40
40

департамент образования Администрации области, институт развития образования

3.

Формирование информационного банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья

2003г

40

департамент образования Администрации области

4.

Создание опорных школ, оснащение их материально-технической базы

2005г

240

департамент образования Администрации области,
управления образования муниципальных образований области

5.

Проведение совещаний, конференций, обучающих семинаров для специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии

2002г
2003г
2004г
2005г

35
35
35
35

департамент образования Администрации области, институт развития образования

6.

Проведение стажировки специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии на базе государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям»

2004г
2005г

10
10

департамент образования Администрации области, институт развития образования, Центр помощи детям

7.

Создание научно-исследовательской лаборатории специального коррекционного образования при государственном образовательном учреждении Ярославской области «Центр помощи детям»

2002г

  

департамент образования Администрации области, институт развития образования, Центр помощи детям

8.

Экспресс-обучение специалистов научно-исследовательской лаборатории специального коррекционного образования в институте коррекционной педагогики Российской Академии образования г.Москва

2003г

10

департамент образования Администрации области

9.

Участие специальных (коррекционных) образовательных учреждений в выставке «Школа 2002»

2002г

  

*

10.

Фестиваль творческих коллективов специальных (коррекционных) образовательных учреждений области

2002г
2003г
2004г
2005г

15
15
15
15

*

11.

Подготовка цикла телевизионных передач по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья

2002г

  

-*-

  

Итого

  

650

  

     

ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

тыс.руб.

N
п/п

Наименование
учреждения

Срок

Затраты областного бюджета на содержание
в текущем финансовом году

Укреп-
ление
материально-
технической базы в 2002 г.

Исполнители
(в установленном порядке)

  

  

  

  

  

  

  

  

  

заработная плата с начислениями

питание

коммунальные расходы

социальные выплаты (трансферты)

хозяйственные расходы

итого

  

  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Петровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи Ростовского МО

2002 год
сентябрь

860

380

90

20

50

1400

200

департамент финансов Ярославской области, департамент образования Администрации области

2.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно отсталых детей г.Переславля-Залесского

-*-

878

430

40

17

30

1395

150

-*-

3.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Пошехонского МО

-*-

800

250

30

20

20

1120

200

-*-

4.

Специальный (коррекционный) детским дом для детей с отклонениями в развитии Рыбинского МО

2003 год январь

1500

300

90

25

85

2000

150

департамент финансов Ярославской области, департамент образования Администрации области

5.

Дегтевская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Ярославского МО

-*-

1550

550

270

60

120

2550

150

-*-

6.

Специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих детей Рыбинского МО

2003 годсентябрь

1000

360

100

20

20

1500

200

-*-

7.

Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии Даниловского МО

-*-

450

150

75

8

17

700

100

-*-

8.

Арефинская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Рыбинского МО

2004 год январь

1750

730

90

35

95

2700

100

-*-

9.

Боровская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Некрасовского МО

2004 год январь

870

410

250

25

75

1630

100

департамент финансов Ярославской области, департамент образования Администрации области

10.

Середская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Даниловского МО

2004 год сентябрь

455

260

45

7

13

780

100

-*-

11.

Мышкинская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Мышкинского МО

-*-

640

280

90

12

28

1050

100

-*-

12.

Рязанцевская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Переславского МО

-*-

950

420

150

20

70

1610

150

-*-

13.

Рыбинская специальная (коррекционная) школа-интернат для умственно-отсталых детей Рыбинского МО

2005 год январь

3150

1370

300

80

77

4977

100

-*-

14.

Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии г.Переславля-Залесского

2005 год январь

1400

400

40

20

80

1940

50

департамент финансов Ярославской области, департамент образования Администрации области

  

Учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

  

  

  

  

  

  

  

  

  

15.

Глебовская школа-интернат санаторного типа Рыбинского МО

2005 год сентябрь

500

320

85

8

25

938

100

-*-

16.

Санаторный детский дом г.Переславля-Залесского

-*-

532

170

200

5

38

945

50

-*-

  

ИТОГО

  

17285

6780

1945

382

843

27235

2000

  


Общая потребность в ресурсах

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

  

  

Всего

2002г

2003г

2004г

2005г

Финансовые ресурсы

тыс. руб.

27885

3995

6880

7870

9140

Областной бюджет

тыс. руб.

27885

3995

6880

7870

9140

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»