Реформа жилищно-коммунального хозяйства происходит по всей стране, однако на региональном уровне в рамках общегосударственной Концепции могут и должны быть свои индивидуальные особенности и приоритеты.
Реформа - это почти всегда трудно, однако авторы Программы хотели минимизировать трудности населения за счет разнообразных механизмов защиты, что и является отличительной чертой Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области. Если на предыдущих этапах внедрения новой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило, в основном, путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то теперь усилия будут сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг за счет внедрения новых технологий предоставления и учета (как коллективного, так и индивидуального) услуг ЖКХ, а также стимулирования более экономного пользования жилищно-коммунальными услугами со стороны потребителей.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в:
развитии и совершенствовании программы предоставления субсидий семьям с низкими доходами;
обеспечении предусмотренного договорами качества предоставляемых услуг, а также гарантий потребителям права по оплате услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством;
изменении тактики ценообразования, переходе к более плавному изменению тарифов, не превышающему темпов роста реальных доходов населения;
разработке механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг, направленного на стимулирование семей с невысоким совокупным доходом иметь жилье, соответствующее доходу, а также на то, чтобы семьи, имеющие более высокий уровень дохода и жилищной обеспеченности, в большей мере участвовали в финансировании жилищно-коммунальных услуг;
ограничении неоправдано высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
строгом контроле за тем, чтобы в тарифы для населения не включались необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций;
ограничении доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Настоящей Программой предусмотрено постепенное повышение (1-2 % в год) доли затрат на жилье и коммунальные услуги в общем доходе семьи, которая к 2003 году не должна превышать 25 % дохода семьи при соблюдении важнейшего условия проведения реформы: темпы роста совокупного дохода населения области должны быть выше темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Эти действия могут и должны обеспечить минимальную болезненность назревшей реформы.
Отличительной особенностью Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области является и ее комплексность. Своей детальностью она серьезно отличается от федеральной Концепции, а вместе с тем и не детализирует излишне конкретные действия муниципальных и ведомственных служб. Одновременно с этим в Программе комплексно задействованы и переплетены правовой, финансово-тарифный, организационный и социальный аспекты действий таким образом, чтобы исключить путаницу, дублирование и несогласованность действий всех участников реформы. Ни самотека, ни бессистемности, ни бесплановости в этой реформе допустить нельзя, также как нельзя допустить и безответственности в ее реализации. Именно в связи с этим Программой определяются не только конкретные исполнители, но и должностные лица, персонально ответственные за ход реформы на территории Ярославской области:
Быков Г.C. заместитель Губернатора области -
председатель областной комиссии по
проведению реформы;
Буров С.А.- заместитель Губернатора области -
нормативно-правовое обеспечение реформы;
Баракин А.А.- первый заместитель Председателя
Правительства области - финансовое
обеспечение проведения
реформы и политики в ценообразовании;
Хрящев В.Н.- заместитель Председателя Правительства
области - социальная защита населения;
Шамин В.Г.- заместитель Председателя Правительства
области - проведение реформы ЖКХ в сельских
населенных пунктах.
Этапность Программы базируется на строгой логике всех шагов, действий и мероприятий, взаимосвязанных между собой. Понятно, что конкретные действия могут изменяться и уточняться, тем не менее такие шаги, как:
систематизация существующего законодательства и разработка планов законодательных инициатив по вопросам реформы ЖКХ, совершенствование управления, государственного регулирования и контроля в 1997 году;
совершенствование финансирования и ценообразования, разработка прогноза ценовой политики с учетом динамики доходов населения, создание товариществ собственников жилья, внедрение мероприятий по ресурсосбережению в 1998 году;
организационная и методическая поддержка структурных преобразований и мероприятий по демонополизации ЖКХ, переход на обслуживание жилищного фонда и объектов благоустройства на конкурсной основе, а также обеспечение наиболее полного учета энергоресурсов в жилищном хозяйстве в 1999 году и т.д.; будут обязательны, хотя аспекты их в ходе реформы могут и изменяться в зависимости от ситуации.
Программой реформы определены три этапа ее реализации:
1 этап - 1997-1998 г.г.
2 этап - 1999-2000 г.г.
3 этап - 2001-2003 г.г.,
на каждом из которых необходимо достичь определенных и конкретных результатов.
Особенно важно обеспечить максимальное внимание к проведению реформы ЖКХ в муниципальных образованиях, где, в соответствии с действующим законодательством, должны приниматься основные решения, касающиеся характера и темпов реформы в рамках общеобластной Программы.
Предстоит сделать очень многое для того, чтобы в конечном итоге улучшить условия жизни людей. Это не просто, но общими усилиями, конструктивными и продуманными; с помощью всех ярославцев мы надеемся добиться положительного результата.