5.1. Совершенствование системы управления, государственного регулирования и контроля.
Координация политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется администрацией области. С этой целью в ее составе должен быть создан Департамент ЖКХ .
В процессе реформирования системы управления, государственного регулирования и контроля ЖКХ необходимо осуществить следующий комплекс мер:
5.1.1. Поручить непосредственный контроль за состоянием и использованием жилищного фонда, соблюдением государственных минимальных социальных стандартов обслуживания, а также за самим фактом заключения договоров и выполнением их условий уже на первом этапе проведения реформы Государственной жилищной инспекции.
В связи с тем, что жилищная инспекция должна контролировать весь процесс оказания населению жилищно-коммунальных услуг, целесообразно наделить ее правом административного воздействия как на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объекты работ, так и на управляющие организации и собственников жилья и коммунальных объектов.
Помимо плановой деятельности, неотъемлемой функцией Государственной жилищной инспекцией является оперативное реагирование на обращение и заявление потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. В рамках этой системы Государственная жилищная инспекция взаимодействует с комитетами по защите прав потребителей.
5.1.2. Завершить в 1997-1998 гг. процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителя и эксплуатации объектов ЖКХ.
Создание эффективного механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне должно рассматриваться как система, обеспечивающая сочетание интересов, а также прав и обязанностей:
- собственника жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
- заказчика жилищно-коммунальных услуг;
- предприятий ЖКХ (подрядных организаций), обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- потребителей услуг.
Формирование служб заказчика (управляющих организаций) является одним из ключевых вопросов проведения реформы ЖКХ в городах и районах области.
Основными функциями службы заказчика являются:
- формирование муниципального заказа;
- заключение договоров на жилищно-коммунальное обслуживание с организациями различных форм собственности;
- контроль качества работ и услуг, выполняемых организациями ЖКХ и обеспечение их оплаты в соответствии с реально достигнутым качеством и количеством предоставленных услуг;
- предъявление санкций организациям ЖКХ за невыполнение договорных обязательств;
- согласование тарифов на услуги ЖКХ и нормативов их потребления;
- распоряжение и контроль за расходованием финансовых средств (платежей населения и ассигнований из местного бюджета) направляемых на текущую деятельность ЖКХ;
- организация ресурсосбережения в ЖКХ;
- обеспечение и контроль работ по подготовке объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации.
На службу заказчика могут быть также возложены функции по сбору платежей за жилье и коммунальные услуги с потребителей услуг. Четкое определение функций службы заказчика (управляющей организацией) определяется договором .
Организационной формой службы заказчика может быть:
- муниципальное учреждение;
- муниципальное унитарное предприятие - управляющая организация.
Муниципальное унитарное предприятие является перспективной формой управляющей организации по обслуживанию жилищного фонда, особенно находящегося в собственности товариществ собственников жилья финансово- строительных компаний и др., заинтересованной в расширении объема обслуживания, получении дополнительных заказов (товариществ собственников жилья, школ, детских садов и др.), сокращении задолженности по оплате.