Нормативно-правовое обеспечение реализации программы реформирования ЖКХ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
4.1. Отношения собственности
Комплекс преобразований в рамках реформирования ЖКХ охватывает следующие основные направления изменения правоотношений и форм собственности:
- продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- создание товариществ собственников жилья, которое регламентируется Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", примерным Уставом товариществ собственников жилья, примерным Положением об обслуживании и Рекомендациями по организации учета. (пункт 4.1. в редакции постановления Губернатора Ярославской области от 14 ноября 1997 года N 700)
Для стимулирования создания товариществ собственников жилья в рамках реализации программы необходимо с учетом имеющейся нормативной базы разработать пакет нормативных документов по созданию и функционированию товариществ собственников, отражающих особенности области и городов, входящих в ее состав. Этот пакет документов должен включать:
- постановление Правительства Ярославской области "Об обеспечении реализации Федерального закона "О товариществах собственников жилья";
- типовой Устав товарищества собственников жилья;
- типовой договор о финансировании товарищества собственников жилья;
- типовой договор на обслуживание общего имущества кондоминиума.
Преобразование предприятий в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью самостоятельности, независимости и ответственности осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика, а также путем акционирования.
До разработки и утверждения на федеральном уровне положения, регламентирующего особенности акционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь предприятий - монополистов, необходимо разработать соответствующие методические материалы для предприятий ЖКХ области.
4.2. Развитие договорных отношений
Развитие договорных отношений предполагает переход от формальных процедур заключения договоров на жилищнокоммунальное обслуживание к созданию системы, обеспечивающей сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, повышение роли органов местного самоуправления. Переход на договорные отношения регламентируется Гражданским Кодексом РФ, "Положением о формировании договорных отношений в ЖКХ", "Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в условиях создания службы заказчика".
Реализация указанных нормативных актов в городах и районах области, а также конкретных процедур заключения договоров требует доработки на уровне области:
- договора социального и коммерческого найма жилых помещений;
- договора на обслуживание с собственником жилого помещения;
- договора на содержание и ремонт мест общего пользования в жилых домах;
- договора на предоставление коммунальных услуг (по каждому виду услуг).
В каждом из этих договоров должны содержаться конкретные показатели качества обслуживания и критерии их оценки, уровень и порядок оплаты услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, а также санкции к обеим сторонам договорных отношений за нарушение условий договоров. В договорах должен быть также отражен порядок сбора платежей за услуги, взимание пени за задолженность по оплате и др.
Наряду с этим, важным является принятие на уровне области нормативного акта, предусматривающего ответственность заказчика, предприятия ЖКХ и потребителя услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате. При разработке такого нормативного акта целесообразно поручить контроль за ходом заключения и исполнения договоров Государственной жилищной инспекции области.
4.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ
Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с постановлением "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Реформирование системы управления требует формирование структур (служб заказчика, управляющих организаций), представляющих интересы всех собственников (а не только муниципальной собственности) и потребителей услуг. Их деятельность может регламентироваться "Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам", Положением "Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях "разграничения права владения".
Реализация этого направления реформы требует разработки и согласования с администрациями городов и районов структур, выполняющих функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание, с учетом особенности каждого населенного пункта.
Правовой основой антимонопольного регулирования деятельности ЖКХ являются: Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Указ Президента РФ "О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда".
В практической деятельности по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда должно быть использовано "Примерное положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов". Для реализации этого Положения необходимо разработать четкие критерии отбора подрядчиков и процедуру подведения итогов конкурса, не допускающую субъективных решений.
Контроль за деятельностью организаций ЖКХ, состоянием и использованием объектов ЖКХ должна осуществлять Государственная жилищная инспекция области.
На федеральном уровне утверждено "Положение о Государственной жилищной инспекции", которым определены ее задачи, функции, права и обязанности.