Практика функционирования экономики в условиях свободного ценообразования и опыт развитых промышленных стран показывают, что рыночная модель экономики не создает условий для преимущественного использования вторичного сырья взамен первичного.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования. Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке, а также для поставки на экспорт.
Анализ установленных платежей за размещение отходов показывает, что в большинстве случаев они ниже удельных капитальных затрат на переработку отходов, а также строительство полигонов для их захоронения в соответствии с нормативно - технической документацией. Это создает ситуацию, при которой предприятиям экономически более выгодно вносить платежи в экологический фонд, а не осуществлять систему мероприятий по созданию производственных мощностей по переработке отходов. С другой стороны, повышение экономических нормативов платы также имеет ограничения - с учетом больших объемов образования отходов и широкой их номенклатуры, а также экономического положения предприятий в условиях перехода к рынку.
В связи с этим возникает необходимость разработки системы финансирования и экономического стимулирования использования промышленных отходов. Без экономического стимулирования предприятий и оказания им помощи нельзя рассчитывать на сильную экологическую политику.
Оказание экономической поддержки предприятиям, осуществляющим разработку и внедрение малоотходных технологий и производств, направленных на сокращение объемов размещения отходов может осуществляться по ряду направлений.
Экономические инструменты стимулирования предприятий по использованию отходов включают:
1. Льготы в финансово-кредитной системе:
1.1. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в Государственный бюджет Ярославской области при реализации промышленных отходов, производстве продукции с их применением, а также стоимости оборудования по переработке отходов.
1.2. Предоставление органами государственной власти Ярославской области государственно-правовых гарантий предприятиям, использующим промышленные отходы. Беспроцентное или по низким процентным ставкам кредитование предприятий из экологического фонда.
1.3. Льготное налогообложение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, направленных на переработку отходов.
2. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов.
3. Льготы по платежам за размещение отходов при осуществлении предприятиями мероприятий по использованию отходов.
4. Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды.