Действующий

О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ" (с изменениями на: 06.08.1999)

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Состояние окружающей природной среды в Ярославской области в настоящее время является крайне неудовлетворительным.

Ухудшению экологической ситуации способствует отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность бюджетных ассигнований на охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов, продолжающееся разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарушение технологических режимов и ослабление ведомственного контроля.

Особую тревогу вызывает положение с отходами производства и потребления, которых в 1995 году на территории области образовалось соответственно около 570 тыс. т и 300 тыс. т, из них было переработано в той или иной степени всего около 15%, остальные вывезены на ведомственные свалки и свалки ТБО, несмотря на существующие для многих видов отходов технологии по переработке и утилизации.

В настоящее время в области зарегистрировано более 75 крупных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) и ряд ведомственных свалок промышленных отходов. Наиболее значимыми из них являются:

свалки промышленных отходов Ярославского шинного завода и АООТ "Автодизель", свалка ТБО "Спецавтохозяйства" ("САХ") в районе дер. Б.Скоково, Ярославский муниципальный округ; АО "Рыбинские моторы" в районе дер. Глушицы, Рыбинский муниципальный округ; АООТ "НПЗ им Д.И. Менделеева" в районе пос. Константиновский, Тутаевский муниципальный округ и др. Большинство свалок бытовых и промышленных отходов выполнены без проектов, не имеют изолирующего экрана и обваловок, не отвечают требованиям санитарных норм и правил, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и грунтовых вод, а также воздушной среды при их возгорании, различными токсикантами, попадающими через продукты питания и питьевую воду в организм человека и вызывающими снижение иммунитета, различные заболевания и снижение средней продолжительности жизни населения в целом.

На многих промышленных предприятиях области в специально отведенных местах складируются запрещенные к захоронению отходы 1, 2 и 3 классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные). Часть отходов хранится в шламонакопителях.

На АООТ "ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева" серьезнейшей проблемой является утилизация отходов 2 класса опасности - кислых гудронов в количестве свыше 500 тыс. т, которые хранятся в прудах-накопителях, общей площадью 45 га вблизи берега р. Волги. Компоненты кислого гудрона перерабатываются на установках "Кари", "Леко", "Бомаг", но, к сожалению, производительность их чрезвычайно мала.

На АООТ "Ярославнефтеоргсинтез" в 14 шламонакопителях накоплено 110 тыс. т нефтешламов, которые перерабатываются на установке "Альфа-Лаваль" (производительность - 15 куб. м/час). В настоящее время ведется поиск технологии по переработке твердого осадка от установки "Альфа-Лаваль".

Для решения проблемы утилизации и переработки промышленных отходов в 1990 году рядом промышленных предприятий области была создана ассоциация "Комплекс". Опыт ее работы показал, что решить проблемы отходоудаления всей области путем строительства централизованного завода - комплекса по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов невозможно. Разработанный в соответствии с санитарными нормами и правилами в 1991 - 1992 г. проект не смог быть реализован из-за значительного противодействия населения районов предполагаемого строительства (Тутаевский и Большесельский), несмотря на то, что площадки под строительство были выбраны специально созданной комиссией и предварительно согласованы с органами местной администрации. Поэтому при работе с отходами следует ориентироваться на создание локальных установок по переработке отходов на предприятиях и небольших центров по переработке отходов для нескольких предприятий.

Исходя из вышесказанного, для улучшения сложившейся в области ситуации с отходами Администрация области, поддержанная специально уполномоченными территориальными органами федерального подчинения, пришла в выводу о необходимости разработки комплексной целевой программы "Отходы".

Такая программа должна, в первую очередь, предусматривать создание нормативной правовой базы в области обращения с отходами и непосредственно строительство установок по переработке отходов. В этих целях приказом заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка от 21.05.1996 N 10 была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты органов государственной власти, комитетов по охране окружающей среды, центра Госсанэпиднадзора, представители научно-технической общественности. Выработанные на заседаниях группы решения, а также предложения крупнейших предприятий области, государственных комитетов по охране окружающей среды и муниципальных образований легли в основу проекта программы "Отходы".