ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 1997 года N 530
О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ"
(в редакции Постановления Губернатора Ярославской области от 06.08.1999 N 496)
В соответствии с законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить областную целевую программу "Отходы" на 1997 - 2000 годы (приложение N 1).
2. Управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (И.В.Абросимова) предусмотреть включение областной целевой программы "Отходы" в государственную инвестиционную программу Ярославской области на период 1998 - 2000 годы.
3. Правительству области при формировании проекта государственного бюджета области на 1998 г. и последующие годы предусмотреть выделение средств для выполнения мероприятий программы "Отходы".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области выделить средства из бюджетов муниципальных образований для выполнения мероприятий программы "Отходы".
5. Для координации и контроля за ходом выполнения программы "Отходы" создать межведомственный координационный совет и утвердить его состав (приложение N 2).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - директора департамента агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка В.Г.Шамина.
Губернатор
Ярославской области
А.И.ЛИСИЦЫН
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"
N | Показатель | Содержание показателя |
1 | 2 | 3 |
1. | Наименование программы | Областная целевая программа "Отходы" |
2. | Дата принятия решения о разработке программы, наименование и номер соответствующего постановления (документа) | Приказ N 10 от 21.05.1996 заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка - В.Г.Шамина |
3. | Государственный заказчик программы | Департамент агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка Администрации Ярославской области; Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области; областной центр Госсанэпиднадзора |
4. | Разработчик | Межведомственная рабочая группа по разработке областной программы "Отходы", созданная приказом N 10 от 21.05.1996 заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка |
5. | Сроки и этапы реализации программы | 1 этап - 1997 - 2000 гг. |
6. | Перечень программных мероприятий | Разработка системы мер по управлению отходами и реализации Программы |
7. | Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Уменьшение количества накапливаемых отходов, улучшение состояния окружающей среды |
8. | Объемы и источники финансирования | В целом на реализацию программы на 1997 - 2000 годы потребуется - 177,758 млрд. руб. (в ценах 1996 г.) Общая сумма финансирования по источникам распределяется следующим образом: Средства федерального экофонда - 4,510 млрд. руб. Средства областного бюджета - 16,430 млрд. руб. (в том числе на безвозвратной основе - 7,230 млрд. руб.) Средства областного экологического фонда - 6,754 млрд. руб. Средства муниципальных образований - 26,150 млрд. руб. (в том числе на безвозвратной основе - 22,060 млрд. руб.) Средства городских и районных экологических фондов - 8,750 млрд. руб. Средства предприятий - 115,164 млрд. руб. в том числе: - средства Российской программы организации инвестиций (заем Всемирного Банка Реконструкции и Развития) - 43,824 млрд. руб. - средства областного экологического займа 1996 г. - 5,150 млрд. руб. |
9. | Система контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы возлагается на Госкомитет по охране окружающей среды Ярославской области, комитет природопользования департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Администрации области, областной центр Госсанэпиднадзора |
Состояние окружающей природной среды в Ярославской области в настоящее время является крайне неудовлетворительным.
Ухудшению экологической ситуации способствует отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность бюджетных ассигнований на охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов, продолжающееся разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарушение технологических режимов и ослабление ведомственного контроля.
Особую тревогу вызывает положение с отходами производства и потребления, которых в 1995 году на территории области образовалось соответственно около 570 тыс. т и 300 тыс. т, из них было переработано в той или иной степени всего около 15%, остальные вывезены на ведомственные свалки и свалки ТБО, несмотря на существующие для многих видов отходов технологии по переработке и утилизации.
В настоящее время в области зарегистрировано более 75 крупных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) и ряд ведомственных свалок промышленных отходов. Наиболее значимыми из них являются:
свалки промышленных отходов Ярославского шинного завода и АООТ "Автодизель", свалка ТБО "Спецавтохозяйства" ("САХ") в районе дер. Б.Скоково, Ярославский муниципальный округ; АО "Рыбинские моторы" в районе дер. Глушицы, Рыбинский муниципальный округ; АООТ "НПЗ им Д.И. Менделеева" в районе пос. Константиновский, Тутаевский муниципальный округ и др. Большинство свалок бытовых и промышленных отходов выполнены без проектов, не имеют изолирующего экрана и обваловок, не отвечают требованиям санитарных норм и правил, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и грунтовых вод, а также воздушной среды при их возгорании, различными токсикантами, попадающими через продукты питания и питьевую воду в организм человека и вызывающими снижение иммунитета, различные заболевания и снижение средней продолжительности жизни населения в целом.
На многих промышленных предприятиях области в специально отведенных местах складируются запрещенные к захоронению отходы 1, 2 и 3 классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные). Часть отходов хранится в шламонакопителях.
На АООТ "ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева" серьезнейшей проблемой является утилизация отходов 2 класса опасности - кислых гудронов в количестве свыше 500 тыс. т, которые хранятся в прудах-накопителях, общей площадью 45 га вблизи берега р. Волги. Компоненты кислого гудрона перерабатываются на установках "Кари", "Леко", "Бомаг", но, к сожалению, производительность их чрезвычайно мала.
На АООТ "Ярославнефтеоргсинтез" в 14 шламонакопителях накоплено 110 тыс. т нефтешламов, которые перерабатываются на установке "Альфа-Лаваль" (производительность - 15 куб. м/час). В настоящее время ведется поиск технологии по переработке твердого осадка от установки "Альфа-Лаваль".
Для решения проблемы утилизации и переработки промышленных отходов в 1990 году рядом промышленных предприятий области была создана ассоциация "Комплекс". Опыт ее работы показал, что решить проблемы отходоудаления всей области путем строительства централизованного завода - комплекса по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов невозможно. Разработанный в соответствии с санитарными нормами и правилами в 1991 - 1992 г. проект не смог быть реализован из-за значительного противодействия населения районов предполагаемого строительства (Тутаевский и Большесельский), несмотря на то, что площадки под строительство были выбраны специально созданной комиссией и предварительно согласованы с органами местной администрации. Поэтому при работе с отходами следует ориентироваться на создание локальных установок по переработке отходов на предприятиях и небольших центров по переработке отходов для нескольких предприятий.
Исходя из вышесказанного, для улучшения сложившейся в области ситуации с отходами Администрация области, поддержанная специально уполномоченными территориальными органами федерального подчинения, пришла в выводу о необходимости разработки комплексной целевой программы "Отходы".
Такая программа должна, в первую очередь, предусматривать создание нормативной правовой базы в области обращения с отходами и непосредственно строительство установок по переработке отходов. В этих целях приказом заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка от 21.05.1996 N 10 была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты органов государственной власти, комитетов по охране окружающей среды, центра Госсанэпиднадзора, представители научно-технической общественности. Выработанные на заседаниях группы решения, а также предложения крупнейших предприятий области, государственных комитетов по охране окружающей среды и муниципальных образований легли в основу проекта программы "Отходы".
Целью настоящей программы является стабилизация и оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области в результате резкого снижения уровня влияния воздействий промышленных и бытовых отходов на окружающую природную среду путем оптимизации процесса обращения с основными видами отходов. Разработанная программа ориентируется на основные виды отходов, как бытовых, так и различных видов промышленных отходов.
Основными задачами программы являются, во-первых, создание системы организационно-управленческих, правовых, нормативно - методических и экономических регуляторов по обращению с отходами, и, во-вторых, непосредственный поиск и внедрение технологий по переработке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов. Программа включает мероприятия по уменьшению образования отходов, мероприятия по изоляции отходов от окружающей среды путем включения их в качестве сырья в другую продукцию, мероприятия по совершенствованию мест складирования, ликвидацию несанкционированных свалок, усиление системы контроля за состоянием окружающей среды при работе с отходами и др.
Принцип составления и реализации программы этапный, с механизмом отслеживания и постоянной корректировки. Первый этап программы - 1997 - 2000 г.
На первом этапе будут решаться вопросы с отходами, представляющими наибольшую опасность. К ним относятся следующие виды отходов: ртутьсодержащие отходы, кислые гудроны АООТ "НПЗ им. Д.И.Менделеева", химикаты с истекшим сроком годности, ядохимикаты, гальванические шламы, отходы лакокрасочной промышленности, нефтесодержащие отходы, отходы, содержащие асбест, сельскохозяйственные и медицинские отходы, твердые бытовые отходы и др.
Перечень первоочередных мероприятий по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов представлен в приложении N 1.
Масштабность и многообразие проблемы регулирования в области обращения с отходами должно обеспечиваться многоуровневой системой управления.
Для управления отходами области необходима разработка системы управления отходами на региональном уровне и на уровне муниципального образования. Объектами управления должны стать все источники образования отходов и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:
- создание условий для снижения уровней образования отходов;
- обеспечение роста объемов использования отходов;
- создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов, а также их уничтожения.
Модель управления движением отходов основывается на сочетании административно-правового воздействия с оказанием помощи и материальным стимулированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также отдельных хозяйственных объектов, не имеющих на первом этапе рыночной экономики необходимых средств для инвестирования экологических мероприятий. Обязательным условием управления отходами является осуществление строгого контроля за надлежащим выполнением всех нормативов, требований, законодательных и иных правовых актов, а также предписаний инспектирующих органов.
Административными методами управления отходами является проведение государственной экспертизы деятельностью предприятий, разработка и осуществление государственных программ в области образования и использования отходов, а также координация деятельности как государственных органов управления, так и предприятий всех форм собственности.
Таким образом, широкий спектр путей регулирования требует участия в процессе решения проблемы отходов многих органов управления в соответствии с возложенными на них Конституцией РФ и Положениями о данных структурах управления функциями.
Структура государственного управления отходами в области в настоящее время включает:
1. Региональные (областные) органы управления отходами:
- департамент агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка Администрации области;
- Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области;
- областной центр Госсанэпиднадзора;
- областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- консультативный орган Администрации области - рабочая группа по созданию и реализации целевой программы "Отходы";
2. Управление отходами органами местного самоуправления муниципальных образований:
- органы местного самоуправления муниципальных образований;
- органы жилищно-коммунального хозяйства;
- группы по выявлению правонарушений на потребительском рынке (санитарная полиция) при органах местного самоуправления муниципальных образований;
3. Городские и районные комитеты охраны окружающей среды;
4. Городские и районные центры Госсанэпиднадзора.
Обращение отходов производства и потребления представляет постоянную и все возрастающую угрозу загрязнения окружающей среды. Эта опасность должна быть в любое время адекватно оценена с целью принятия управляющих решений по ее снижению и ликвидации, что может быть достигнуто только при введении на федеральном или региональном уровне комплексной системы по управлению отходами.
В законодательстве обращение с отходами производства и потребления регулируется в законах РФ: "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах".
Обращение с отходами производства и потребления затрагивает важные общественные экологические и экономические отношения. Для всестороннего и комплексного регулирования их необходимо создание и принятие акта, обладающего высшей юридической силой, а не в разрозненных подзаконных актах и нормативных документах.
С этой целью подготовлен и принят в первом чтении проект Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Проект закона "Об отходах производства и потребления" основывается на принципах снижения объемов образования (производства) отходов, обеспечения их использования в качестве сырья, предотвращения загрязнения окружающей среды и вреда здоровью людей при обращении с отходами.