О Программе создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Ярославской области (1997-2000гг.)
___________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 15 августа 2001 года N 539
___________________________________________
Руководствуясь Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"
постановляю:
1. Утвердить Программу создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Ярославской области (1997-2000 гг.) (прилагается).
2. Управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (Абросимовой И.В.) предусматривать включение данной программы в Государственную инвестиционную программу Ярославской области на период до 2000 года.
3. Департаменту финансов администрации области (Федорову А.П.) предусматривать в областном бюджете средства для финансирования данной Программы.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области, мэру г.Ярославля обеспечить финансирование работ по проведению кадастровых съемок, изготовлению планово-картографических материалов, инвентаризации земель, а также мероприятий и работ, предусмотренных Программой за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников.
5. В связи с разработкой по поручению Правительства области в 1997 году по Программе ТАСИС двухстороннего проекта комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и Гессенского министерства экономики, транспорта и регионального развития "Многоцелевой кадастр недвижимости" установить, что содержание этой работы должно соответствовать требованиям Программы ГАС ЗК области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Бурова С.А. и заместителя председателя Правительства - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка администрации области Шамина В.Г.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Программа
создания государственной автоматизированной системы
земельного кадастра Ярославской области
(1997-2000 гг.)
Паспорт
целевой программы "Создание государственной
автоматизированной системы ведения земельного
кадастра в Ярославской области"
Наименование Программы - Целевая программа "Создание
государственной автоматизи-
рованной системы ведения
земельного кадастра
в Ярославской области".
Основные разработчики - Комитет по земельным ресурсам
Программы и землеустройству Ярославской
области.
Региональный кадастровый
центр "Земля".
Цель Программы - Разработка и развертывание
государственной автоматизи-
рованной системы ведения
земельного кадастра,
обеспечивающей на всей
территории области проведе-
ние единой политики в области
земельного кадастра.
Сроки реализации - 1997 - 2000 годы
Программы I очередь - 1997 год
II очередь - 1997 - 1998 годы
III очередь - 1998 - 2000 годы
Перечень основных - разработка и совершенствование
мероприятий нормативно-правовой базы госу-
дарственного земельного
кадастра;
- разработка программных средств;
- разработка подсистемы защиты
информации;
- разработка подсистемы передачи
данных;
- развертывание программно-технических
комплексов;
- информационное обеспечение системы;
- создание организационных структур;
- подготовка и переподготовка кадров.
Основные исполнители - Комитет по земельным ресурсам
Программы и землеустройству области,
Региональный кадастровый центр
"Земля", райгоркомземы.
Объемы и источники - Всего по Программе 88,51 млрд.руб.,
финансирования в том числе 16,75 млрд.руб.
из федерального бюджета, из об-
ластного бюджета - 4,48 млрд.руб.;
На 1997 год 17,00 млрд.руб.,
в том числе из федерального
бюджета 4,01 млрд.руб., из об-
ластного бюджета - 1,82 млрд.руб.
Ожидаемые конечные - Ведение государственного земель-
результаты ного кадастра на современном
техническом и технологическом
уровне, исчерпывающая
кадастровая информация о
составе, состоянии и движении
земельных ресурсов будут
способствовать увеличению
поступления платежей за землю,
функционированию цивилизованного
рынка земли и недвижимости и
защите прав на землю.
Поступления в бюджеты всех
уровней платежей за землю,
связанных с созданием ГАС ЗК,
составят за расчетный период
443,8 млрд.руб. и превысят в 5
раз расходы на создание ГАС ЗК.
1. Введение
Целевая программа "Создание государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра в Ярославской области" (далее именуется Программа) разработана в развитие постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации", а также от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории области, которая будет способствовать обеспечению более полного поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав собственников, владельцев и пользователей землей.
С начала 90-х годов в области идет процесс реформирования земельных отношений, произошло значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность.
За это время около 272,8 тыс. семей граждан стали собственниками земельных участков для личных подсобных хозяйств и индивидуального жилищного строительства, 141,2 тыс. семей имеют земельные участки в садоводческих товариществах, развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства.
Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции РФ и других законодательных актах.
Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов.
Более 403 тыс. юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие их право на землю и земельные паи.
Потребовалось в срочном порядке провести сплошную инвентаризацию земель городов и поселков городского типа. По состоянию на 1 января 1997 года такие работы выполнены на площади около 16 тыс. га, что составляет 40 % от их общей площади, и в настоящее время продолжаются.
Земельные ресурсы области включены в систему новых экономических отношений. Введена платность землепользования. В 1996 году налог за землю в целом по области составил 36,3 млрд. рублей. Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов на 01.01.97 зарегистрировано договоров аренды земельных участков на 10,4 млрд. рублей. Ежегодно совершается более 2 тысяч различных сделок с земельными участками между гражданами и юридическими лицами.
В тоже время в ходе проведения земельной реформы в области стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.
В городах до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользований - они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. При обследовании городов практически везде отсутствовали документы, удостоверяющие право на землю.
Затраты на создание ГАС ЗК составят 88,51 млрд. рублей, в том числе 17,00 млрд. рублей из федерального бюджета. Внедрение Программы позволит значительно улучшить ведение государственного земельного кадастра на современном техническом и технологическом уровне, получить исчерпывающую кадастровую информацию о составе, состоянии и движении земельных ресурсов, будет способствовать увеличению поступления платежей за землю, функционированию рынка земли и недвижимости, защите прав собственников на землю.
Поступления в бюджеты всех уровней платежей за землю, связанных с реализацией Программы, за расчетный период составят 443,8 млрд. рублей и значительно превысят расходы на ее создание.
Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.
2. Цели и задачи создания государственной
автоматизированной системы ведения земельного
кадастра области
Государственная автоматизированная система ведения земельного кадастра области создается как современная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений и поддержки цивилизованного рынка земли и недвижимости, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель.
Главная цель ГАС ЗК - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли.
Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.
По мере пополнения данных будет развернута комплексная земельно-информационная система, ориентированная на информационное обеспечение управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях.
Реализация Программы позволит обеспечить следующие основные задачи:
1. Достоверный учет количества и качества земель, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов области, информационно-аналитическое обеспечение задач управления землями, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности.
2. Совершенствование межведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами.
3. Интеграция ГАС ЗК с федеральными, региональными и ведомственными информационными системами управления. Дальнейшее развитие взаимодействия с информационно-графической системой анализа инфраструктуры администрации Ярославской области.
4. Предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово-кредитных органов, юридических и физических лиц.
5. Обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции.
6. Обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
7. Обеспечение сбора платежей за землю и налогов на прочно связанную с ней недвижимость.
8. Информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли и недвижимости.
9. Поддержка и упрощение операций с землей и недвижимостью, обеспечение получения средств под залог земли и недвижимости.
10. Обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установления ставок земельного налога и иных платежей в бюджет.
11. Информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный ...).
Программа будет реализовываться в 1997-2000 гг. в три этапа, основными задачами которых будут соответственно создание нормативной и технологической базы и создание земельно-информационного банка данных.
3. Основные направления реализации государственной
автоматизированной системы ведения земельного кадастра области
3.1. Нормативно-правовое обеспечение
Основными правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться - Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", а также новый Земельный Кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие вопросы государственного земельного кадастра, регистрации прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и мониторинга земель, принятие которых позволит обеспечить государственную защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления земельными ресурсами.
Федеральный пакет законодательных и нормативных актов обеспечит необходимые правотворческие действия комитета по земельным ресурсам и землеустройству области по подготовке и внесению на утверждение органов представительной власти соответствующих законов, на рассмотрение исполнительной власти постановлений Правительства и Губернатора области.
3.2. Организационное обеспечение
Организацию работы по созданию ГАС ЗК обеспечивают в основном действующие на территории области структуры Госкомзема РФ и органы местного самоуправления.
Заказчиком Системы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области. Под его руководством развертывается Система, ведется ее техническое оснащение и сопровождение, ведется отработка до рабочего режима и последующая эксплуатация.
В области создано специальное подразделение - Ярославский филиал федерального кадастрового центра "Земля", который является генеральным подрядчиком. Он имеет необходимую техническую и учебную базу, специалистов для разработки и внедрения ГАС ЗК , ее эксплуатации и сервисного обслуживания.
При городских и районных комитетах необходимо будет создать 19 кадастровых бюро с общей численностью специалистов 81 человек с содержанием их за счет средств местных бюджетов и хозрасчетной деятельности. Штатная численность кадастровых бюро рекомендована приказом Госкомзема от 26.11.92 N 68 (приложение 7).
В штатах сельских и поселковых администраций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и постановлением Главы администрации области от 18.09.92 N 317 "О выдаче документов, удостоверяющих право на землю" в области работает 156 специалистов землеустроителей. Их общая потребность составляет 236 человек (приложение 8).