Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 1997 года N 337


О Концепции рационального использования лесного фонда Ярославской области  

__________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 29 июня 2009 года N 334

__________________


В целях улучшения работы по ведению дел в лесном хозяйстве и лесной промышленности Ярославской области, по предложению Правительства области

постановляю:

1. Утвердить Концепцию рационального использования лесного фонда Ярославской области (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента по управлению государственным имуществом Администрации области Фираго В.И.

Губернатор
Ярославской области
А.И.Лисицын

Приложение
к постановлению Губернатора
Ярославской области
от 27.05.97 N 337


КОНЦЕПЦИЯ
рационального использования лесного фонда Ярославской области

1. Введение

Цель настоящей концепции заключается в определении основных направлений развития и рационального использования лесного фонда Ярославской области, совершенствовании системы государственного управления лесопользованием на территории области и организации в этой сфере взаимодействия с органами местного самоуправления.

Концепция разработана с учетом информации о состоянии использования расчетной лесосеки, о состоянии лесного хозяйства области, о структуре управления областью, о состоянии лесной промышленности; с учетом уже принятых решений по вопросам бюджетной, налоговой, инвестиционной и других видов региональной политики.

2. Современное состояние лесных ресурсов
Ярославской области

Ярославская область расположена в пределах лесной зоны. Ее северная часть относится к западному району таежно-хвойных лесов, а южная - к северо-западному району хвойных и широколиственных лесов. Общая площадь лесов Ярославской области (по данным учета лесного фонда) на 01.01.1993 г. составляет 1807,3 тыс.га. В том числе леса Гослесфонда - 971,4 тыс.га, сельхозформирований - 708,4 тыс.га. Дарвинского заповедника 30,1 тыс.га, Переславского гослесоохотничьего хозяйства - 59,2 тыс.га. Средняя лесистость территории области составляет 47 %.

Первая группа лесов Гослесфонда составляет 356,8 тыс.га. сельхозформирований - 195,2 тыс.га. В области преобладают мелколиственные насаждения, которые занимают 518 тыс.га (свыше 50 % от покрытой лесом площади), из них береза произрастает на площади 363 тыс.га (42,7%), осина - 127,8 тыс.га (15%). Хвойные леса занимают 332,1 тыс.га (38.9%), из них сосна - 114.6 тыс.га (13,4%), ель - 217,1 тыс.га (25,5%). Спелые леса занимают площадь 193,7 тыс. га (22.7%), приспевающие - 181,4 тыс.га (21.3%), средневозрастные - 296,4 тыс.га (34,8%). молодняки 180,4 тыс.га (21.2%).

Общий запас древесины составляет 149,1 млн.м3, в том числе пригодных для эксплуатации 37,53 млн.м3, из них по хвойному хозяйству 8,65 млн.м3.

Расчетная лесосека главного пользования по Ярославской области определена в размере 2619 тыс.м3. в том числе по хвойному хозяйству 502 тыс.м3. В основном эксплуатационные леса находятся в государственном лесном фонде, ежегодная норма лесопользования составляет 2093 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству 386 тыс.м3 (18,5%).

Лесоэксплуатационный фонд представлен в основном низкотоварными, разрозненными участками леса, с тяжелыми грунтовыми условиями.

За прошедшее пятилетие объем заготовки древесины в лесном фонде сократился в 3 раза и составил в 1996 году 25% от расчетной лесосеки.

Систематическое недоиспользование расчетной лесосеки приводит к накоплению перестойных, особенно мягколиственных, лесов и приносит, наряду с экономическим, экологический ущерб. По данным двух последних учетов лесного фонда 1988 и 1993 годов площадь перестойных насаждений возросла на 5% и составила 17,5% от площади спелых и перестойных лесов.

В результате резкого сокращения вырубки спелых и перестойных, особенно лиственных, лесов, сокращаются объемы лесовосстановительных работ. Если в 1992 году лесовосстановление произведено на площади 5,9 тыс.га, то в 1996 году - всего на 2,8 тыс.га.

3. Основные принципы,  задачи и направления деятельности
по рациональному использованию лесного фонда
Ярославской области

Развитие и использование лесного фонда в Ярославской области должно осуществляться в интересах нынешнего и будущих поколений населения территории области, для чего необходимо обеспечить бережное и рациональное использование лесного фонда и надежную защиту лесонасаждений от самовольных порубок и пожаров.

Основными принципами организации управления деятельности по рациональному использованию лесного фонда на территории Ярославской области являются:

- организация взаимодействия (координация деятельности) федеральных органов власти Российской Федерации, Администрации Ярославской области и органов местного самоуправления:

- использование эффективного сочетания экономико-правовых, административных, контрольных, экспертных и других методов управления.

В задачи и направления деятельности по рациональному использованию лесного фонда входят:

- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей хозяйственного комплекса и граждан в древесине и другой лесной продукции;

- обязательность воспроизводства, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрана и защита лесов;

- рациональное использование земель лесного фонда;

- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта, охрана и развитие Петровского лесокультурного комплекса и Переславского дендрологического сада;

- сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природоохранного наследия.

3.1. Развитие нормативно-правовой базы для государственного управления лесопользованием в Ярославской области

Для эффективного государственного управления лесным фондом следует в установленном законодательством порядке определить:

- разграничение функций на основе координации деятельности между органами государственного управления лесным фондом на территории Ярославской области.

- порядок использования расчетной лесосеки, не допуская перерубов ее по группам лесов, хозяйствам, отдельным лесхозам и другим владельцам лесного фонда, муниципальным образованиям;

- механизм стимулирования развития лесного хозяйства и лесной промышленности;

- механизм поддержки лесных отраслей органами государственной власти области и местного самоуправления.

3.2. Совершенствование государственного управления лесопользованием на территории Ярославской области

Государственное управление лесопользованием на территории Ярославской области осуществляется:

Губернатором Ярославской области,

Правительством Ярославской области,

Ярославским управлением лесами и подведомственными ему лесхозами.

В связи с этим, в соответствии с действующим законодательством, необходимо организовать координацию их деятельности как между собой, так и с органами местного самоуправления.

3.3. Система финансирования и получения доходов от использования лесного фонда

Источниками финансирования лесного хозяйства являются: плата за используемые лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата), плата за перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, доходы от продажи древесины на корню на лесных аукционах, реализация древесины от рубок промежуточного пользования, плата за предоставляемые услуги, выплаты из Федерального бюджета. Государственного бюджета Ярославской области на воспроизводство, охрану и защиту лесов, природоохранные и иные мероприятия.

3.4. Система использования лесного фонда с участием иностранного капитала

Учитывая крайне низкое использование расчетной лесосеки для повышения доходности лесов области необходимо создавать благоприятные условия для привлечения лесопользователей из других регионов России, зарубежных стран, а также иностранного капитала.

С этой целью Правительству области необходимо разработать и утвердить программу рационального использования лесного фонда с участием иностранного капитала.

Программа, помимо перечня долгосрочных целей, должна содержать основные подходы, позволяющие использовать лесной фонд области не нарушая интересов местных лесозаготовителей. Приоритетным направлением необходимо считать создание совместных предприятий с привлечением иностранного капитала на базе уже существующих производственных мощностей по переработке древесины, с обязательной их модернизацией. Инвестиции, при этом, должны быть направлены на обновление основных фондов и оборудования, социально-бытовую сферу, строительство дорог, создание рабочих мест, разработку и внедрение новых технологий по глубокой переработке древесины.

3.5. Формирование системы использования лесосырьевых ресурсов Ярославской области как единое целое ведения лесного хозяйства и лесной промышленности

Основными формами предоставления участков лесного фонда для всех видов пользования должны стать аренда и лесные аукционы.

В целях сохранения биологического разнообразия и лесной среды заготовку древесины необходимо производить техникой и по технологиям, прошедшим государственную экологическую экспертизу.

Арендаторы на переданных им в пользование участках лесного фонда для заготовки древесины могут проводить рубки промежуточного пользования в соответствии с лесоустроительным проектом, договором аренды за счет своих средств, с согласия органов лесного хозяйства.

Удовлетворение потребности хозяйственного комплекса области в древесине должно производиться не только за счет увеличения роста заготовки древесины, но и за счет полного использования всей срубленной массы.

Лесное хозяйство должно быть ориентировано на рациональное использование расчетной лесосеки и сокращение площади перестойных насаждений.

Для лесозаготовок и переработки древесины необходимо создать экономические условия.

4. Заключение

Реализация настоящей концепции позволит создать систему рационального использования лесного фонда на территории Ярославской области для нужд ее социально-экономического развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»