от 6 февраля 1996 года N 17
О Программе содействия занятости
населения Ярославской области на 1996 год и основных направлениях
политики занятости на 1997 год, бюджете государственного фонда
занятости населения на 1996 год
Рассмотрев представленные Губернатором Ярославской области Программу содействия занятости населения Ярославской области на 1996 год и основные направления политики занятости на 1997 год, бюджет государственного фонда занятости населения на 1996 год, Государственная Дума Ярославской области
постановила:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Ярославской области на 1996 год и основные направления политики занятости на 1997 год (с приложениями I-II).
2. Утвердить бюджет государственного фонда занятости населения на 1996 год по Ярославской области (прилагается).
3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (прилагается).
4. Установить квоты рабочих мест в процентах от общей численности работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях Ярославской области для трудоустройства инвалидов III группы не менее трех процентов, в том числе инвалидов по слуху не менее 0,3 процента, инвалидов по зрению не менее 0,1 процента.
5. Опубликовать Программу содействия занятости населения Ярославской области на 1996 год и основные направления политики занятости на 1997 год, бюджет государственного фонда занятости населения на 1996 год в средствах массовой информации.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике и постоянную комиссию по экономический политике и бюджету.
Заместитель Председателя
Государственной Думы
Ярославской области
В.П.Комов
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Правительство Постановлением Государственной
Ярославской области Думы Ярославской области
Постановление N 306 постановления N 17
29 ноября 1995 г. 6 февраля 1996 г.
ПРОГРАММА
содействия занятости населения Ярославской
области на 1996 год и основные направления
политики занятости на 1997 год
СОГЛАСОВАНО: ОБСУЖДЕНО:
Руководитель Федеральной Координационный комитет
службы занятости России содействия занятости
Ф.Т.Прокопов населения Ярославской области
199 г. Протокол N 4
16 ноября 1995 г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения Ярославской области на 1996-1997 годы (далее именуется - Программа) разработана на основе Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", решений и нормативных документов Федеральной службы занятости и во исполнение постановления Правительства Ярославской области от 22.05.95 N 122.
Целью Программы является содействие наиболее полной и эффективной занятости населения области, а также защита и поддержка работающих, находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных, зарегистрированных в областной службе занятости.
Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Ярославской области на 1995 год в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости.
Основные направления и мероприятия Программы определены из прогнозных оценок экономического развития и ситуации на рынке труда области в 1996 году, городских и районных программ содействия занятости населения и рассчитаны на реализацию в течение 1996-1997 годах. В связи с тем, что прогноз на 1997 год требует дополнительной проработки, количественная оценка мероприятий Программы на 1997 год носит предварительный характер.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве в 1996 году - 26,8 тыс. чел., в 1997 году - 30,9 тыс. чел., создать в 1996 году- 3,6 тыс., а в 1997 году 2,2 тыс. новых рабочих мест. Обеспечить временное трудоустройство безработных граждан в 1996 году - 1,3 тыс. человек, в 1997 году -1,4 тыс. чел. Поддержать предпринимательскую инициативу в 1996 году - 270 человек, в 1997 году - 340 чел. Предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний в 1996 году - 4,3 тыс. чел., в 1997 году - 5 тыс. чел. Провести профориентационную работу в 1996 году - с 20 тыс. чел., в 1997 году - с 25 тыс. чел.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Итоги 1995 года
Ситуация на рынке труда определялась состоянием экономики как в стране, так и в области. Продолжался спад промышленного производства. К концу 1995 году он может составить по области 16-18%, что значительно выше, чем в среднем по стране. Сокращение производства является следствием ограниченного платежеспособного спроса предприятий и населения , а также низкого уровня прогнозирования конъюнктуры рынка, неконкурентоспособности большинства видов продукции на внешнем рынке.
Наибольшее сокращение производства происходит в отраслях, ориентированных на выпуск продукции инвестиционного назначения и непродовольственных товаров народного потребления. Это, прежде всего, машиностроение и металлообработка, где падение объемов в 1995 году может достичь 30%, а также легкая промышленность 15%. В других отраслях промышленности спад ожидается в пределах 2-10%. Только предприятия химической и нефтехимической промышленности в целом могут превысить уровень производства 1994 года на 1-3%.
Структурные изменения состоят в продолжающемся повышении в объеме производства промышленности доли предприятий топливно-энергетического комплекса за счет более низких темпов сокращения производства. По итогам 1995 года удельный вес электроэнергетики и нефтеперабатывающей промышленности достигнет 37-38%, машиностроения - 26%, химической и нефтехимической промышленности - 18%, доля последних сокращается.
Спад производства отрицательно сказывается на занятости населения. За 9 месяцев 1995 года численность работающих сократилась на 2,8%, или на 6 тысяч человек. В машиностроении, на долю которого приходится почти 60% занятых, количество работающих уменьшилось на 4%, в легкой промышленности - на 8,7%. В целом за 1995 году ожидается высвобождение 7,6 тыс. человек.
Продолжается перераспределение рабочей силы между секторами экономики и отраслями народного хозяйства области. По оценке областного комитета государственной статистики численность занятых на предприятиях негосударственного сектора составляет более 60%. Численность работающих сократилась более чем в половине отраслей экономики. Уменьшение численности в сфере материального производства составило 2,4%, в то время как в непроизводственной сфере прирост составил лишь 0,9%. 80% снижения численности производственной сферы приходится на предприятия промышленности. Увеличение численности работающих в непроизводственных отраслях происходит за счет роста числа занятых в органах управления, на предприятиях и организациях жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения. Таким образом, рост занятости в непроизводственной сфере неравнозначен численности высвобождаемых работников в сфере материального производства.
За 9 месяцев 1995 года численность безработных, состоящих на учете в службе занятости возросла на 10,4% и составила на 1 октября 56820 человек. Изменился состав и половозрастная структура безработных. Доля уволенных по причине текучести в общем числе безработных по-прежнему значительна(62%), хотя и уменьшилась по сравнению с 1994 годом. Высвобожденные с предприятий и организаций работники составляют 13%. Снизился удельный вес женщин с 58% до 55%, возросла доля молодежи в возрасте 16-29 лет с 36 до 38%. Средний период безработицы составляет 7 месяцев.
Уровень официально регистрируемой безработицы составил на начало октября 7 %. В 15 городах и районах области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. Самый высокий уровень безработицы в Гаврилов-Ямском (14,4%), Первомайском (13,9%), Некоузском (12,4%) районах, в г.Ростове и Ростовском районе (11,5%), Любимском и Брейтовском (10,8%) районах, в г.Рыбинске (10,2%).
Более высокими темпами растет численность безработных на селе. К концу 1995 года их доля в общем числе безработных достигнет 19%.
Обострение проблем в производственно-хозяйственной деятельности предприятий привело к значительному росту скрытой, частичной безработицы. В сентябре т.г. в результате простоев промышленных предприятий области потери рабочего времени составили 369,1 тыс. человеко-дней, т.е. ежедневно не работали более 17 тыс. человек. В вынужденные отпуска без сохранения заработной платы или с частичной оплатой были отправлены 12,6 тыс. человек. На конец сентября, по расчетам, число лиц, вынуждено работающих в режиме неполного рабочего времени составило более 62 тыс. человек, около 16 тыс. человек находились в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.
Снижение жизненного уровня значительной части населения, и прежде всего категорий, особо нуждающихся в социальной защите, увеличило потребность во вторичной занятости. Дополнительное "давление" на рынок труда оказывают пенсионеры, ищущие работу, численность которых превысила 2 тысячи человек.
Оценивая весь потенциал безработицы в области, необходимо также учесть, что в соответствии с материалами обследования населения по проблемам занятости, проведенного областным комитетом государственной статистики, в службу занятости за помощью в подборе работы или консультацией обращается лишь 65% граждан, ищущих работу.
В отличие от все возрастающего предложения рабочей силы на рынке труда спрос на нее незначителен и в течение года колебался от 2,5 тыс. до 4-5 тыс. чел. Заявленная потребность предприятий в рабочей силе возросла в летние месяцы, что позволило снизить напряженность на рынке труда с 22 человек на одно вакантное место в начале 1995 года до 15 человек к концу сентября. Однако в 17 городах и районах коэффициент напряженности превышает среднеобластной показатель, а в Гаврилов-Ямском, Брейтовском и Рыбинском районах вакансии отсутствуют.
При содействии службы занятости в течение 1995 года предполагается трудоустроить более 20 тысяч человек, профессиональное обучение завершат 5,2 тыс. чел., участие в общественных работах примут около 3 тысяч человек, правом выхода на досрочную пенсию воспользуются 2,5 тысячи безработных граждан, услуги профессиональной ориентации получат более 20 тыс. человек.
Ожидается, что на конец 1995 года в службе занятости области на учете будут состоять 66,4 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе безработных - 61,5 тыс. человек. Уровень официально регистрируемой безработицы составит на конец года 7,5%.
В 1995 году планировалось получить взносы в фонд занятости 53,8 млрд. рублей, ожидается поступление 49,6 млрд. рублей. В течение всего года Ярославская область является дотационной из федеральной части Фонда занятости.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА 1996-1997 ГОДЫ
Прогноз демографической ситуации
Рынок труда в 1996-1997 годах. будут определять количественные и качественные показатели, отражающие текущее соотношение спроса и предложения рабочей силы.
Формирование предложения рабочей силы в значительной степени зависит от демографической обстановки в области. В соответствии с прогнозом областного комитета государственной статистики на период до 2005 года общая численность населения в ближайшие годы будет уменьшаться из-за низкой рождаемости и высокой смертности и составит в 1996 году - 1448 тыс. чел., в 1997 году 1442 тыс. чел. Положительный миграционный прирост, который по расчетам сохранится до конца прогнозируемого периода, не будет компенсировать естественную убыль населения. Вместе с тем, численность населения в трудоспособном возрасте будет увеличиваться и составит в 1996 году -820 тыс. человек, в 1997 году - 822 тыс. чел. за счет того, что с 1996 года в трудоспособный возраст начнет вступать молодежь, родившаяся в 80-е годы, когда рождаемость была относительно высокой, а выходить - лица военных лет рождения.
Тенденции экономического развития области
Ожидается, что в экономике области будут заняты 643 тыс. чел. (78% трудовых ресурсов), в том числе в материальном производстве - 450 тыс. чел. (70%), в непроизводственной сфере - 193 тыс. чел. (30%).
Оценка ситуации на предприятиях области, анализ динамики объемов производства за последние годы, а также прогноз Министерства экономики и других федеральных структур по перспективе развития промышленности на среднесрочный период позволяет предположить, что спад производства в целом будет минимальным, а в отдельных отраслях начнется подъем. При ежемесячных темпах инфляции 3-5% индекс физического объема промышленной продукции в области в 1996 году определяется в размере 96%, в том числе в электроэнергетике - 93%, в топливной промышленности - 98%, в химической и нефтехимической - 108%, в машиностроении и металлообработке - 83%, в лесной и деревообрабатывающей - 98%, в промышленности строительных материалов - 102%, в легкой промышленности - 96%, в пищевой - 99%.
По-прежнему сложной будет оставаться обстановка в одной из ведущих отраслей области - машиностроении. Продолжающиеся кризисные явления в экономике и недостаток финансовых ресурсов будут оказывать негативное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, что может поставить многих из них на грань банкротства (в 1995 году признаны неплатежеспособными 16 промышленных предприятий). Это обострит ситуацию на рынке труда за счет перехода скрытой безработицы в открытую.
По оценке областного комитета государственной статистики в 1996 году произойдет дальнейшее уменьшение числа занятых в народном хозяйстве до 643 тыс. чел. против 663 тыс. чел. в 1995 г. Наибольшее сокращение занятых (24,9 тыс. чел.) ожидается в отраслях материального производства. Распределение занятых в народном хозяйстве по формам собственности предполагает уменьшение численности работающих на предприятиях и в организациях государственной (на 16 тыс. чел.) и смешанной (на 7,1 тыс. чел.) форм собственности. В то же время увеличится число занятых на частных предприятиях (на 3,1 тыс. чел.).
Прогноз рынка труда
Прогноз рынка труда на 1996 г. рассчитан в 3 вариантах: минимальном, оптимальном и максимальном. Для расчета потребности в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий Программы за основу взят оптимальный вариант.
В соответствии с этим вариантом в 1996 году произойдет дальнейшее увеличение предложения рабочей силы на рынке труда, в основном, за счет роста числа уволенных по причинам текучести, высвобожденных с предприятий работников, выпускников дневных учебных заведений всех типов и незанятого трудоспособного населения.
Распределение рабочей силы на рынке труда пойдет по следующей схеме: из 221,6 тысяч нуждающихся в трудоустройстве граждан 75,1 тысячи будут находиться в самостоятельном поиске работы, 146,5 тысячи - будут клиентами службы занятости, из них обратятся в службу в течение 1996 года в качестве ищущих работу - 81,5 тыс. человек.
Предполагается, что 26,8 тысяч граждан - будут трудоустроены, 4,3 тыс.- направлены на профессиональное обучение, 2,9 тыс.оформлены на досрочную пенсию, 32,5 тыс.- сняты с учета по различным причинам. В результате численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости на конец 1996 года составит 82,5 тыс. чел., в том числе безработных - 75,3 тыс. чел., уровень безработицы достигнет 9,2 %.
В 14 городах и районах области уровень безработицы будет превышать среднеобластной показатель. Самый высокий уровень безработицы ожидается в Первомайском районе (18,6%), г.Ростове и Ростовском районе (16,2%), Рыбинском районе (15,9%).
Обострится проблема трудоустройства выпускников учебных заведений, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и других социально слабозащищенных групп населения.
В 1997 году предложение рабочей силы по сравнению с 1996 годом возрастет на 11,2%, число обращающихся в службу занятости увеличится на 5,6 %. Уровень безработицы на конец 1997 г. может достигнуть 10,5%.
Проблема занятости может значительно возрасти, если положение на рынке труда в 1996 г. будет складываться по максимальному варианту прогноза. В связи с этим в Программе предусмотрен специальный раздел "Содействие занятости населения в районах с напряженной ситуацией на рынке труда".
ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1996-1997 годах
Главной целью политики занятости, проводимой в области, является содействие наиболее полной и эффективной занятости населения. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач. На период 1996-1997 годах. основными задачами являются следующие:
- влияние на развитие экономической ситуации в области;
- сдерживание роста безработицы в экономически и социально допустимых границах с учетом финансовых возможностей;
- создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
- обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу;
- смягчение последствий долговременной безработицы.
Исходя из этих задач выделяются следующие приоритетные направления политики содействия занятости области:
- содействие структурной перестройке в экономике области;
- создание системы взаимодействия службы занятости и работодателей в целях трудоустройства безработных граждан в возможно короткие сроки;
- опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения, а также обучение безработных граждан профессиям (специальностям), на которые имеется спрос на рынке труда;