1.1. Основные итоги земельных преобразований в области в 1991-1998 годах.
В области, как и во всей России, завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность десятки тысяч гектаров продуктивных земель. Они получили новые земельные участки и расширили существующие для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под сады и огороды.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 335 колхозов и совхозов области, осуществлена приватизация 779 тыс.га их сельскохозяйственных угодий. В итоге 107,9 тыс. работников сельхозпредприятий и пенсионеров стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которых в области насчитывается 2185, в их распоряжение передано 46,1 тыс. га земель (средний размер 21 га), из которых 21,8 тыс. га находится у них в собственности.
Создан фонд перераспределения земель на общей площади 105 тыс. га, из которых 57,4 тыс. га передано в аренду сельскохозяйственным предприятиям.
В ведение сельских администраций передано 133,2 тыс.га земель (6022 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В сельской местности гражданам области земельные участки для личного подсобного хозяйства и жилищного строительства предоставлены в основном в собственность бесплатно, а в городах (особенно в г. Ярославле) - во владение или аренду.
В области полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками различного целевого назначения. В настоящее время в собственности, владении и аренде 464 тыс. граждан находится около 200 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос по сравнению с 1990 годом с 17 до 30 соток, а для садоводства с 6 до 9 соток, причем количество садовых участков увеличилось на 70%, а огородных в 2,5 раза.
Большая часть граждан, имеющих земельные участки, зарегистрировали свои права на них. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 342 тыс. гражданам и всем юридическим лицам, крестьянским хозяйствам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от целевого назначения земельного участка, его местоположения и качества земель.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 29,8 млрд. рублей, в 1996 году - 36,3 млрд. рублей, в 1997 году - 65,9 млрд. рублей, в 1998 году - 82,2 млн. рублей (в денежном исчислении соответствующих лет).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в 1998 году составляет 2,3 тыс. сделок купли-продажи. Кроме того, зарегистрировано 5 тыс. договоров дарения, наследования, мены земельных участков. Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и бессистемно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы, и последние годы на крайне низком уровне осуществляется денежное финансирование их содержания и необходимых для земельной реформы работ.
Земельная реформа на первом этапе коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы сегодня явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, в основном, всеми уровнями власти расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы в силу общей экономической ситуации в стране не решил возложенных на него задач. Хотя большинство собственников земельных долей (паев) области получили свидетельства о праве собственности на землю (90%), но только 54% из них распорядились земельной долей, в основном, заключив договора аренды с сельскохозяйственными предприятиями. Новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, не создана система ипотечного кредитования сельхозпроизводителей.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах области, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций в сферы промышленности и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое и материальное обеспечение землеустроительной службы области осуществляется крайне плохо. В 1997-98 годах практически отсутствовало финансирование работ по реформе землепользования из федерального бюджета. Из средств областного бюджета и местных бюджетов финансирование землеустроительных работ осуществляется также неудовлетворительно. В итоге в последние годы были резко занижены выполняемые ранее объемы землеустроительных работ, тормозится создание земельного кадастра, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы.
На недостаточном уровне в области организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации.
Целями земельной реформы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав на землю и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого органами власти земельного рынка и обеспечение его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;