ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 1999 года N 751
О комплексной программе "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы"
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.99 г N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", в целях обеспечения выполнения этой Программы на территории Ярославской области постановляю:
1. Одобрить комплексную программу "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" (далее Программа) согласно приложению.
2. Утвердить прилагаемый перечень мероприятий Программы, финансируемых за счет средств государственного бюджета Ярославской области
3. Правительству области:
3.1. Финансирование указанных в пункте 2 настоящего постановления мероприятий производить за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Ярославской области на 1999 год по статье "Разработка земельного кадастра".
3.2. При формировании проектов государственного бюджета Ярославской области до 2002 года предусматривать ассигнования на финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области:
4.1. Оказать содействие в реализации мероприятий Программы на своих территориях.
4.2. Утвердить перечни мероприятий Программы, реализуемых на территориях муниципальных образований и финансируемых за счет средств местных бюджетов.
4.3. Обеспечить реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет местных бюджетов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Администрации области Шамина В.Г.
Губернатор области
А.И.Лисицын
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в
Ярославской области на 1999-2002 годы"
Наименование Программы - | комплексная программа "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" | |
Дата принятия решения о разработке - Программы (наименование документа) | поручение Губернатора области от 06.07.99 | |
Основные разработчики программы - | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, департамент агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского ранка Администрации области, Ярославский филиал федерального кадастрового центра "Земля" | |
Цели и задачи Программы - | повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста | |
Сроки и этапы реализации Программы - | 1999-2002 годы: | |
Перечень основных мероприятий Программы - | разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; | |
| (млн. рублей) | |
Объемы и источники финансирования | 1999-2002 годы | 1999-2000 годы |
Всего по Программе | 57,7 | 22,3 |
в том числе |
|
|
федеральный бюджет | 18,4 | 6,2 |
государственный бюджет области | 10,6 | 4,0 |
муниципальные бюджеты | 13,7 | 5,3 |
прочие источники | 15,0 | 6,8 |
Ожидаемые конечные результаты | закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства; |
Общая площадь земель Ярославской области составляет 3620,1 тыс. га, но эта территория как национальное богатство проживающего в области населения используется недостаточно эффективно.
Начатая в 1991 году земельная реформа в области не доведена до конца по причине отсутствия федеральной системы земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находится в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ юридических лиц и граждан к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее к эффективным хозяйствующим субъектам. Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. За 1990-99 гг десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере совершенствования землепользования и создания кадастра земли осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система и служба землеустройства области последние годы была близка к ликвидации. Земельные отношения зачастую политизированы.
Перед руководством комитета по земельным ресурсам и землеустройству области стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания рациональной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Комплексная программа "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана по поручению Губернатора Ярославской области с целью исполнения федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 № 694.
1.1. Основные итоги земельных преобразований в области в 1991-1998 годах.
В области, как и во всей России, завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность десятки тысяч гектаров продуктивных земель. Они получили новые земельные участки и расширили существующие для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под сады и огороды.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 335 колхозов и совхозов области, осуществлена приватизация 779 тыс.га их сельскохозяйственных угодий. В итоге 107,9 тыс. работников сельхозпредприятий и пенсионеров стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которых в области насчитывается 2185, в их распоряжение передано 46,1 тыс. га земель (средний размер 21 га), из которых 21,8 тыс. га находится у них в собственности.
Создан фонд перераспределения земель на общей площади 105 тыс. га, из которых 57,4 тыс. га передано в аренду сельскохозяйственным предприятиям.
В ведение сельских администраций передано 133,2 тыс.га земель (6022 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В сельской местности гражданам области земельные участки для личного подсобного хозяйства и жилищного строительства предоставлены в основном в собственность бесплатно, а в городах (особенно в г. Ярославле) - во владение или аренду.
В области полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками различного целевого назначения. В настоящее время в собственности, владении и аренде 464 тыс. граждан находится около 200 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос по сравнению с 1990 годом с 17 до 30 соток, а для садоводства с 6 до 9 соток, причем количество садовых участков увеличилось на 70%, а огородных в 2,5 раза.
Большая часть граждан, имеющих земельные участки, зарегистрировали свои права на них. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 342 тыс. гражданам и всем юридическим лицам, крестьянским хозяйствам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от целевого назначения земельного участка, его местоположения и качества земель.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 29,8 млрд. рублей, в 1996 году - 36,3 млрд. рублей, в 1997 году - 65,9 млрд. рублей, в 1998 году - 82,2 млн. рублей (в денежном исчислении соответствующих лет).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в 1998 году составляет 2,3 тыс. сделок купли-продажи. Кроме того, зарегистрировано 5 тыс. договоров дарения, наследования, мены земельных участков. Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и бессистемно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы, и последние годы на крайне низком уровне осуществляется денежное финансирование их содержания и необходимых для земельной реформы работ.
Земельная реформа на первом этапе коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы сегодня явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, в основном, всеми уровнями власти расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы в силу общей экономической ситуации в стране не решил возложенных на него задач. Хотя большинство собственников земельных долей (паев) области получили свидетельства о праве собственности на землю (90%), но только 54% из них распорядились земельной долей, в основном, заключив договора аренды с сельскохозяйственными предприятиями. Новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, не создана система ипотечного кредитования сельхозпроизводителей.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах области, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций в сферы промышленности и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое и материальное обеспечение землеустроительной службы области осуществляется крайне плохо. В 1997-98 годах практически отсутствовало финансирование работ по реформе землепользования из федерального бюджета. Из средств областного бюджета и местных бюджетов финансирование землеустроительных работ осуществляется также неудовлетворительно. В итоге в последние годы были резко занижены выполняемые ранее объемы землеустроительных работ, тормозится создание земельного кадастра, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы.
На недостаточном уровне в области организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации.
Целями земельной реформы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав на землю и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого органами власти земельного рынка и обеспечение его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности;
дальнейшее развитие и совершенствование системы государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на всей территории области;
создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На первом этапе (1999-2000 годы), в основном, осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующих значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения второго этапа.
На втором этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика органов исполнительной власти и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области в части развития и стабилизации отношений собственности на землю, введенных на основе Конституции Российской Федерации, обеспечение многообразия форм собственности на землю, равной защите всех этих форм определяются по следующим основным направлениям деятельности органов власти и управления:
продолжение и развитие процесса передачи государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
проведение разграничения земель на земли федеральной собственности, государственной собственности области и муниципальной собственности (после установления на федеральном уровне принципов, порядка, согласительных процедур и сроков);