Президентом Российской Федерации в Послании на 2000 год определены следующие основные направления политики бюджетных доходов на федеральном уровне:
постепенный перенос тяжести налогов с обложения доходов на обложение потребления, имущества и ресурсов; легализация доходов частнопредпринимательских кругов; снижение налоговой нагрузки на производителя; упрощение налоговой системы; улучшение налоговой дисциплины;
обеспечение дальнейшей стабильности и неизменности налогового законодательства в течение нескольких лет.
В этих условиях ключевым направлением политики Ярославской области на 2000 год должны стать меры по обеспечению роста доходов бюджета:
1. Прежде всего обеспечение роста доходов бюджетов должно проводиться за счет расширения налогооблагаемой базы. При этом необходимо действовать одновременно в нескольких направлениях:
1) реализация в 2000 году мероприятий в области промышленной политики, поскольку предприятия промышленности являются основными и крупнейшими налогоплательщиками (заключение соглашений о взаимном сотрудничестве с бюджетообразующими предприятиями, финансовая и налоговая поддержка производителей, наращивающих производство и объемы платежей в бюджет);
2) разработка в 2000 году долгосрочной программы реформирования предприятий с целью повышения эффективности производства и на этой основе - объемов поступлений в бюджеты всех уровней;
3) одним из резервов экономического роста и роста бюджетных доходов является развитие малого бизнеса и предпринимательства. В связи с этим важной задачей является создание благоприятных экономических и правовых условий для мелких товаропроизводителей.
4) в условиях массового ухода от налогообложения необходимо предпринять все усилия по выводу из теневого оборота имеющихся доходов как на основе мер по укреплению налоговой дисциплины, так и на основе более широкого применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
5) следует серьезно задуматься над проблемой утечки финансовых потоков и, следовательно, налоговых отчислений ярославских предприятий и организаций в другие регионы и страны (свободные экономические зоны, оффшоры и т.д.). Необходимо найти способы и механизмы, способные заинтересовать такие предприятия вернуть свои финансовые потоки в область.
2. Вторым крупным направлением работы в сфере налоговых доходов является реструктуризация и погашение задолженности предприятий области перед бюджетами. Основными задачами по работе с задолженностью предприятий в 2000 году должны стать следующие:
1) продолжение работы по реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами, совершенствование механизмов реструктуризации долгов. При этом необходимо отделить основной объем задолженности от штрафов, пеней и других налоговых санкций;
2) дифференцированная работа с крупными должниками - предприятиями промышленности на основе индивидуальных соглашений с определением объемов текущих платежей, в т.ч. "живыми деньгами", и разработкой графиков погашения недоимки;
3) более жесткое применение к должникам, не производящим в полном объеме текущие платежи в бюджеты и не проводящим погашения или реструктуризации своей задолженности, механизмов обращения взыскания задолженности на имущество, внешнего наблюдения, внешнего управления, вплоть до процедуры банкротства.
3. Кроме вышеперечисленных мер особое внимание также следует уделить следующим вопросам:
1) в условиях, когда около половины доходов бюджетов поступает в виде зачетов, необходимо максимально снизить потери бюджета от проведения таких операций. При этом, однако, не следует прекращать работу по нормализации расчетных отношений и увеличению доли денежных поступлений в бюджеты;
2) следует проводить более жесткую политику в отношении предоставления налоговых льгот в точном соответствии с законом Ярославской области от 24 февраля 1998 г. К 2-з "О порядке и условиях предоставления налоговых льгот";
3) необходимо обратить внимание на меры по увеличению неналоговых доходов бюджетов - от продажи государственной собственности, от ее использования (например, от сдачи в аренду областной и муниципальной собственности), а также от погашения дебиторами бюджета выданных кредитов и ссуд.