от 19 апреля 1999 года N 220
Об утверждении Программы улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области
________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 7 мая 2001 года N 288
_________________________________________________
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" и от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" и в соответствии с региональным соглашением между Администрацией Ярославской области, объединениями работодателей и областным советом профсоюзов на 1999 год постановляю:
1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области согласно приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать меры по улучшению условий и охраны труда.
3. Правительству области обеспечить выполнение Программы улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области.
4. Управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (Абросимова И.В.) предусмотреть включение данной Программы в проект социальной части Государственной инвестиционной программы области на 2000 год.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Скороходову И.И.
Губернатор области
А.И.Лисицын
ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда
на 1999-2000 годы по Ярославской области
Наименование Программы | - Программа улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области |
Государственный заказчик | - Администрация Ярославской области |
Основные разработчики Программы | - комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области; - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ярославской области; - управление Верхневолжского округа |
Цели и задачи Программы | - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих; |
Сроки реализации Программы | -1999-2000 годы |
Перечень разделов Программы | - правовое и нормативное обеспечение |
Исполнители Программы | - комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников |
Контроль за выполнением Программы | - комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области |
Общая потребность в ресурсах:
N | Наименование ресурсов | Единица | Потребность | ||
|
|
| Всего | в т.ч. по годам | |
|
|
|
| 1999 г. | 2000 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Материально-технические ресурсы |
| - | - | - |
2 | Трудовые ресурсы |
| - | - | - |
3 | Финансовые ресурсы: | тыс. руб. |
|
|
|
| - федеральный бюджет |
| - | - | - |
| - государственный бюджет Ярославской области |
| 55,0 | - | 55,0 |
| - бюджеты муниципальных образований области |
| - | - | - |
| - средства внебюджетных фондов |
| - | - | - |
| - прочие источники |
| 345,0 | 255,0 | 90,0 |
4 | Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) |
| - | - | - |
Программа улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области разработана комитетом по труду департамента социального обеспечения Администрации Ярославской области совместно с заинтересованными организациями в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Указом Президента России от 20.04.93 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".
Положение с состоянием условий и охраны труда в организациях Ярославской области по оценкам комитета по труду департамента социального обеспечения Администрации Ярославской области, Центра Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, государственной инспекции труда по Ярославской области и других федеральных надзорных органов нельзя назвать удовлетворительным.
Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, во многих случаях реально не обеспечиваются.
На федеральном уровне не разработан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Сложившаяся система экономических и правовых отношений в области труда негативно влияет на состояние охраны труда, позволяет работодателю экономить на охране труда, а работника заставляет рисковать жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей системе установленных компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в предоставлении права на льготное пенсионное обеспечение.
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 20% от общей численности, в том числе в промышленности каждый четвертый трудится под воздействием повышенного уровня шума, вибрации, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, повышенного уровня излучения ультразвука, инфразвука.
Занято тяжелым физическим трудом свыше 3,0 тыс.человек, в том числе 0,5 тыс. женщин. Ежегодно травмируется на производстве до 3,0 тыс. человек и более 60 человек гибнет по причине производственного травматизма.
Устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли: сельского хозяйства, строительства, лесная и деревообрабатывающая, мукомольно-крупяная. Особенно неблагополучное положение с охраной труда на предприятиях малого бизнеса, число которых постоянно растет.
Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа оборудования - до 50-70% и более.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость.
За 1998 год вновь выявлено 174 случая профзаболеваний, это на 36 случаев или на 16,5 % меньше, чем в 1997 году, но уровень профессиональной заболеваемости составил на 10 тысяч работающих 3,9, что выше республиканского на 79,1%.
Из общего числа заболеваний 98,2% составляют хронические заболевания.
В структуре профзаболеваний преобладают болезни органов слуха - 27%, вибрационная болезнь - 25,8%, заболевания органов дыхания - 24,1%, болезни рук от физических перегрузок - 13,2%.
Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:
- несовершенство технологических процессов, высокий уровень ручного труда;
- конструктивные недостатки машин и оборудования, высокий износ основных фондов;
- неприменение средств индивидуальной защиты или их низкое качество;
- недостаточность вентиляции и т.д.
В 1998 году стали инвалидами в результате производственных травм и профзаболеваний 199 человек, а число лиц, которым установлена частичная утрата трудоспособности, составило 645 человек.
Неудовлетворительное положение с охраной труда в области обусловлено еще одной проблемой: ликвидацией или сокращением служб охраны труда на предприятиях.
Решение проблем охраны труда требует повышения действенности государственного управления, контроля за состоянием условий и охраны труда и программного подхода к проблеме, необходимость которых предопределяют:
- социально-политическая острота проблемы;
- невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;
- необходимость координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.
Целью Программы является обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда, повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.
К числу первоочередных задач Программы относится подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.
Срок реализации Программы: 1999-2000 годы.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- разработка нормативных правовых актов Ярославской области по вопросам охраны труда работников и совершенствование системы управления охраной труда;
- организационное и техническое обеспечение охраны труда;
- методическое, информационное обеспечение, профессиональное образование, пропаганда;
- обеспечение медицинской и профессиональной реабилитации.
В 1999 - 2000 годах будет продолжена работа по совершенствованию правовой и нормативной базы охраны труда. Предусмотрены меры, обеспечивающие государственные гарантии на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, совершенствование системы управления охраной труда.
Реализация данного направления укрепит правовую и нормативную базу, повысит ответственность органов исполнительной власти, работодателей за состояние охраны труда.
Основной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является организация работы по улучшению условий и охраны труда, взаимодействию производителей и потребителей средств индивидуальной защиты, проведению работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий данного направления:
- защита от воздействия производственной среды, создание условий для снижения профессионального риска, сокращение потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью, сокращение расходов по возмещению вреда работникам от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Основная задача этого направления - разработка и реализация мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности и совершенствование системы профессиональных осмотров. Ожидаемый эффект от реализации данного направления - восстановление здоровья и работоспособности работников, которые могли бы стать инвалидами в связи с профессиональными заболеваниями.