ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 1999 года N 220



Об утверждении Программы улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области

________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 7 мая 2001 года N 288
_________________________________________________


Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" и от 10 ноября 1997 г. N 1409   "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" и в соответствии с региональным соглашением между Администрацией Ярославской области, объединениями работодателей и областным советом профсоюзов на 1999 год постановляю:

1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области согласно приложению.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать меры по улучшению условий и охраны труда.

3. Правительству области обеспечить выполнение Программы улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области.

4. Управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (Абросимова И.В.) предусмотреть включение данной Программы в проект социальной части Государственной инвестиционной программы области на 2000 год.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Скороходову И.И.

     Губернатор области
А.И.Лисицын



Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 19.04.99 № 220


ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда
на 1999-2000 годы по Ярославской области

г.Ярославль
1999 г.

ПАСПОРТ
Программы улучшения условий
и охраны труда на 1999-2000 годы
по Ярославской области

Наименование Программы

- Программа улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области

Государственный заказчик

- Администрация Ярославской области

Основные разработчики Программы

- комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области;

- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ярославской области;

- управление Верхневолжского округа
Госгортехнадзора России;
- государственная инспекция труда по
Ярославской области;
- Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации;
- департамент АПК, природопользования
и потребительского рынка;
- облсовпроф

Цели и задачи Программы

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих;
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска;
- реализация государственной политики в области охраны труда работников на производстве;
- повышение эффективности правовой защиты трудящихся в области охраны труда;
- создание экономического механизма
обеспечения охраны труда

Сроки реализации Программы

-1999-2000 годы

Перечень разделов Программы

- правовое и нормативное обеспечение
условий и охраны труда;
- организационно-техническое обеспечение условий и охраны труда;
- лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия;
- организация обучения по охране труда;
- информационное обеспечение охраны
труда

Исполнители Программы

- комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области;
- государственные органы надзора и контроля за охраной труда в области;
- работодатели

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников

Контроль за выполнением Программы

- комитет по труду департамента социального обеспечения Администрации области
директор департамента 25-25-65
Чекина Людмила Ивановна - председатель комитета по труду 32-08-55



Общая потребность в ресурсах:

N
п/п

 Наименование ресурсов

Единица
измерения

Потребность

  

  

  

Всего

в т.ч. по годам

  

  

  

  

1999 г.

2000 г.

1

2

3

4

5

6

1

Материально-технические ресурсы

  

-

-

-

2

Трудовые ресурсы

  

-

-

-

3

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

  

  

  

  

- федеральный бюджет

  

-

-

-

  

- государственный бюджет Ярославской области

  

55,0

-

55,0

  

- бюджеты муниципальных образований области

  

-

-

-

  

- средства внебюджетных фондов

  

-

-

-

  

- прочие источники

  

345,0

255,0

90,0

4

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы)

  

-

-

-

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программы улучшения условий и охраны труда
на 1999-2000 годы по Ярославской области


Программа улучшения условий и охраны труда на 1999-2000 годы по Ярославской области разработана комитетом по труду департамента социального обеспечения Администрации Ярославской области совместно с заинтересованными организациями в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Указом Президента России от 20.04.93 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Характеристика проблемы


Положение с состоянием условий и охраны труда в организациях Ярославской области по оценкам комитета по труду департамента социального обеспечения Администрации Ярославской области, Центра Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, государственной инспекции труда по Ярославской области и других федеральных надзорных органов нельзя назвать удовлетворительным.

Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, во многих случаях реально не обеспечиваются.

На федеральном уровне не разработан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Сложившаяся система экономических и правовых отношений в области труда негативно влияет на состояние охраны труда, позволяет работодателю экономить на охране труда, а работника заставляет рисковать жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей системе установленных компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в предоставлении права на льготное пенсионное обеспечение.

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 20% от общей численности, в том числе в промышленности каждый четвертый трудится под воздействием повышенного уровня шума, вибрации, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, повышенного уровня излучения ультразвука, инфразвука.

Занято тяжелым физическим трудом свыше 3,0 тыс.человек, в том числе 0,5 тыс. женщин. Ежегодно травмируется на производстве до 3,0 тыс. человек и более 60 человек гибнет по причине производственного травматизма.

Устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли: сельского хозяйства, строительства, лесная и деревообрабатывающая, мукомольно-крупяная. Особенно неблагополучное положение с охраной труда на предприятиях малого бизнеса, число которых постоянно растет.

Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа оборудования - до 50-70% и более.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость.

За 1998 год вновь выявлено 174 случая профзаболеваний, это на 36 случаев или на 16,5 % меньше, чем в 1997 году, но уровень профессиональной заболеваемости составил на 10 тысяч работающих 3,9, что выше республиканского на 79,1%.

Из общего числа заболеваний 98,2% составляют хронические заболевания.

В структуре профзаболеваний преобладают болезни органов слуха - 27%, вибрационная болезнь - 25,8%, заболевания органов дыхания - 24,1%, болезни рук от физических перегрузок - 13,2%.

Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:

- несовершенство технологических процессов, высокий уровень ручного труда;

- конструктивные недостатки машин и оборудования, высокий износ основных фондов;

- неприменение средств индивидуальной защиты или их низкое качество;

- недостаточность вентиляции и т.д.

В 1998 году стали инвалидами в результате производственных травм и профзаболеваний 199 человек, а число лиц, которым установлена частичная утрата трудоспособности, составило 645 человек.

Неудовлетворительное положение с охраной труда в области обусловлено еще одной проблемой: ликвидацией или сокращением служб охраны труда на предприятиях.

Решение проблем охраны труда требует повышения действенности государственного управления, контроля за состоянием условий и охраны труда и программного подхода к проблеме, необходимость которых предопределяют:

- социально-политическая острота проблемы;     

- невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;

- необходимость координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ


Целью Программы является обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда, повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

К числу первоочередных задач Программы относится подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.

Срок реализации Программы: 1999-2000 годы.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

- разработка нормативных правовых актов Ярославской области по вопросам охраны труда работников и совершенствование системы управления охраной труда;

- организационное и техническое обеспечение охраны труда;

- методическое, информационное обеспечение, профессиональное образование, пропаганда;

- обеспечение медицинской и профессиональной реабилитации.

РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА


В 1999 - 2000 годах будет продолжена работа по совершенствованию правовой и нормативной базы охраны труда. Предусмотрены меры, обеспечивающие государственные гарантии на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, совершенствование системы управления охраной труда.

Реализация данного направления укрепит правовую и нормативную базу, повысит ответственность органов исполнительной власти, работодателей за состояние охраны труда.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Основной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является организация работы по улучшению условий и охраны труда, взаимодействию производителей и потребителей средств индивидуальной защиты, проведению работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ожидаемый эффект от реализации мероприятий данного направления:

- защита от воздействия производственной среды, создание условий для снижения профессионального риска, сокращение потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью, сокращение расходов по возмещению вреда работникам от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ


Основная задача этого направления - разработка и реализация мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности и совершенствование системы профессиональных осмотров. Ожидаемый эффект от реализации данного направления - восстановление здоровья и работоспособности работников, которые могли бы стать инвалидами в связи с профессиональными заболеваниями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»