ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 1999 года N 69

Об областной Губернаторской программе
"Патриотическое воспитание молодежи
Ярославской области"

________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 7 мая 2001 года N 288
_________________________________________________


       В целях развития социальной зрелости молодежи области, повышения ответственности, чувства долга, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовности к активному участию молодых граждан в основных сферах социально значимой деятельности постановляю:

       1. Утвердить областную Губернаторскую программу "Патриотическое воспитание молодежи Ярославской области" (приложение).

       2. Правительству области при разработке проектов государственного бюджета области на период до 2000 года предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования Губернаторской программы "Патриотическое воспитание молодежи Ярославской области".

       3. Установить, что финансирование мероприятий данной Программы из средств государственного бюджета области производится за счет ассигнований, предусмотренных в части расходов на реализацию молодежной политики.

       4. Рекомендовать главам муниципальных образований области рассмотреть вопросы патриотического воспитания молодежи и разработать аналогичные муниципальные программы.

       5. Контроль за реализацией данного постановления оставляю за собой.

       6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
А.И.Лисицын




Приложение
к постановлению Губернатора
области
от 08.02.99 N 69

Губернаторская программа
"Патриотическое воспитание молодежи
Ярославской области"

г. Ярославль, 1999

I. Паспорт программы


       1. Наименование - Губернаторская программа "Патриотическое воспитание молодежи Ярославской области".

       2. Основание разработки программы - Закон Ярославской области от 02.12.1997 г. N 30-з "О молодежной политике в Ярославской области".

       3. Заказчик программы - Администрация Ярославской области.

       4. Основные разработчики программы - департамент по делам молодежи Администрации Ярославской области, департамент образования Администрации Ярославской области.

       5. Цели и задачи программы:

       5.1. Цели программы - определение перспектив участия семьи, школы, общества и государства в патриотическом воспитании молодежи, важнейших задач на каждом его этапе, основных направлений деятельности соответствующих органов, организаций и ведомств; создание необходимых условий для возрождения патриотизма как духовной составляющей реформирования общества.

       5.2. Задачи программы:

       - проведение протекционистской государственной политики в создании условий для социального, культурного, духовного и физического развития молодежи;

       - обеспечение возможности полноценной социализации молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;

       - утверждение в обществе, в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому Ярославской области и России, повышение престижа военной службы;

       - создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития молодого человека, привития ему любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества, государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина;

       - создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование субъекта патриотического воспитания на всех уровнях, обеспечивающего координацию усилий в решении важнейших задач.

       6. Сроки реализации программы - 1999 - 2000 годы.

       7. Перечень разделов программы:

       7.1. Организационные мероприятия.

       7.2. Информационное обеспечение патриотического воспитания    молодежи.

       7.3. Научно-теоретическое обеспечение.

       7.4. Методико-педагогическое обеспечение.

       7.5. Массовые мероприятия.

       7.6. Финансово-экономическое обеспечение.

     

       8. Исполнители разделов программы:

       структурные подразделения Администрации области, образовательные учреждения, органы местного самоуправления муниципальных  образований области, военные комиссариаты  области, организации, учреждения и предприятия области.

       9. Общая стоимость реализации программы - 603 тыс. рублей из государственного бюджета области.

       10. Ожидаемые результаты реализации программы:

       Реализация основных направлений программы позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, в том числе социального и духовного плана. Благодаря развитию у молодежи таких важнейших качеств, как социальная зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, милосердие и т.п., значительно повысится готовность к активному участию в основных сферах социально значимой деятельности.

       Улучшение качественных характеристик подрастающего поколения благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание и чувства молодежи будут в большой степени способствовать успешному решению задач, стоящих перед обществом в целом, помогать преодолению претерпеваемого им кризиса. Особое значение имеет то, что в лице патриотически воспитанной молодежи наше общество приобретает созидательный потенциал, готовый взять на себя ответственность за будущее России.

       Реализация данной программы имеет личностно-ориентированную социальную направленность и, в связи с этим, может выражаться в общем виде, а не в отдельных частных характеристиках и показателях. Конкретизация программы выражена в различных по масштабу, практическому значению и продолжительности разноплановых мероприятиях, каждое из которых характеризуется определенной конкретностью. Осуществление данных мероприятий направлено на достижение определенных результатов, которые, слагаясь, призваны обеспечить выполнение целей и задач программы.

       11. Ответственные лица для контактов, кураторы программы:

       Сапегин Владимир Михайлович - заместитель директора    департамента образования Администрации Ярославской области, тел.: 72-83-33, 72-83-91;

       Гуничев Виталий Анатольевич - начальник отдела социально-экономических программ департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области, тел.: 72-83-00, 32-94-45.

2. Введение


       Необходимость Губернаторской программы "Патриотическое воспитание молодежи Ярославской области" (далее - программа) вызвана неотложностью решения вопросов возрождения патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности, основы укрепления новой российской государственности. Программа призвана активизировать ослабленное за последние годы, но имеющее огромный потенциал направление деятельности в работе с молодежью, от которой зависит будущее нашего общества.

       Программа разработана во исполнение Закона Ярославской области N 30-з от 02.12.98 г. "О молодежной политике в Ярославской области". Реализация взаимосвязана с областными программами "Молодежь. 1996 - 2000 гг.", программой развития образования на 1995 - 1997 гг. и перспективами развития образования до 2000 года, Губернаторской программой "Основные направления развития культуры и искусства Ярославской области на 1999 - 2000 гг." и некоторыми другими.

       При разработке программы использованы предложения граждан, общественных организаций и объединений, средств массовой информации, органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений.

3. Содержание проблемы


       Под патриотизмом в российской обществе понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества.

       Патриотическое воспитание представляет собой скоординированную целенаправленную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и объединений по созданию условий для возрождения в обществе (особенно в молодежной среде) патриотизма, развитию у россиян патриотических качеств, готовности к самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе связанных с выполнением функций по его защите.

       Являясь одним из направлений воспитания подрастающего поколения, патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной частью этой деятельности. Взаимосвязь с другими направлениями воспитания предполагает, во-первых, осуществление патриотического воспитания с учетом возможностей и особенностей каждого из них и, во-вторых, выделение его в качестве относительно самостоятельного направления воспитания, ориентированного на достижение специфических задач по развитию гражданственности и патриотизма у различных категорий молодежи.

       Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический компоненты. Реализация содержания и задач патриотического воспитания основывается на принципах научности, законности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системности, поэтапности и преемственности в воспитании патриотизма, учета возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, их направленности на развитие личности гражданина патриота.

       Глубина и масштабы преобразований российского общества в полной мере затронули и среду его духовной жизни. Произошло освобождение общественного сознания от довлевших политико-идеологических догм. С другой стороны, те негативные явления, которые накапливались в течение многих лет и оказались сегодня на поверхности, представляются определенной частью общества как неотъемлемое следствие осуществляемых реформ, ошибок и упущений в их проведении. Результатом действия этих факторов явились усиление апатии и нигилизма, безответственности и агрессивности, цинизма и индивидуализма, эгоцентрического и корпоративного отношения к обществу и государству.

       В ряду наиболее опасных проявлений духовной опустошенности и безнравственности оказалась депатриотизация общественного сознания, в котором забыты традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян. Иллюстрацией этому может служить следующее. В исследованиях Научно-исследовательского центра при Институте Молодежи "Молодежь-1997" определялась шкала желаний молодых респондентов.

       На вопрос "Что является главным в жизни?" лишь 4,4% опрошенных отвечают - "Действия ради будущего России", 2,7% "Идеалы, вера".

       На вопрос "Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?" молодые люди (в процентном отношении) ответили так:

       - сегодня нам гордиться нечем - 17,1%;

       - мощь Вооруженных Сил - 7,2%;

       - место России в мировом сообществе - 5,1%.

       До 27% увеличилось число молодых людей, которые "хотели бы родиться и жить не в России, а в другой стране". Вследствие этого возрастает круг проблем, связанных с гарантией элементарных прав, неприкосновенности и достоинства личности, с сохранением основ российского общества и государства, всей окружающей и особенно природной среды. Расслоение общества на богатых и бедных дает дискомфортные ощущения молодым гражданам. Молодежь призывного возраста уклоняется от службы в армии, так как не осознает, что и от кого нужно сегодня защищать. Появляется устойчивая тенденция падения престижа не только военной, но и в целом государственной службы.

       Одной из причин усиливающейся депатриотизации сознания молодежи является затянувшийся процесс создания новой системы патриотического воспитания, соответствующей реалиям сегодняшнего дня. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, участвующих в патриотическом воспитании, не основывается на новых, более эффективных подходах, формах и методах в работе с молодежью и характеризуется неопределенностью, бессистемностью, неумением сосредоточиться на решении наиболее важных, насущных задач. Окончательно разладился и механизм координации и организации этой деятельности на всех уровнях, а используемые средства дают все меньший эффект. Большие трудности организационного, правового и финансового характера испытывают также общественные организации и объединения патриотической направленности.

       Проблемы возрождения патриотизма в российском обществе не вызывают должного интереса у ученых и исследователей, представителей культуры и искусства, противоречиво отражаются в средствах массовой информации, в современных литературных произведениях.

       Отрицательно сказывается на решении этой проблемы отсутствие реального участия предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении патриотического воспитания.

       Сегодня в области активно идет поиск новых подходов, форм и методов работы. Уже традиционным в последние три года стало проведение на территории области профильных молодежных лагерей (военно-патриотических, краеведческих, туристско-экологических). Последовательно занимаются благородным делом увековечения памяти павших защитников Отечества поисковые отряды, в муниципальных образованиях области расширяется сеть патриотических клубов и объединений. Ежегодно проводятся туристические соревнования с использованием военно-прикладных видов спорта, фестивали и конкурсы с патриотической тематикой. Укрепляются шефские связи. Наряду со ставшими уже традиционными военно-шефскими связями мэрии г. Ярославля с подводной лодкой "Ярославец" (г. Мурманск) и пограничным сторожевым кораблем "Ярославль" (г. Балтийск, Калининградская обл.), администрация Даниловского муниципального округа в октябре 1997 г. подписала договор об установлении военно-шефских связей с Арктическим пограничным отрядом. К концу 1998 г. службу в данной воинской части будут нести 33 молодых даниловца. Возобновилось проведение финалов детско-юношеских оборонно-спортивных игр "Зарница". Продолжается в области работа по созданию кадетских классов различной направленности. Активную работу с подростками и молодежью призывного возраста проводят областной Совет РОСТО (так, в 1998 году в 325 секциях занималось более 6 тыс. человек), ветеранские организации, Флотилия юных моряков имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, общественные организации (городская общественная организация по поддержке участников вооруженных конфликтов "Ратник"; Ярославский филиал Всероссийской федерации русского боевого искусства и др.).

       Коллегией департамента образования Администрации Ярославской области утверждена программа совершенствования патриотического воспитания детей и подростков, готовится ряд программ в муниципальных образованиях области. Но, к сожалению, эти усилия явно недостаточны. В этой связи становится все более неотложным решение всего комплекса проблем, назревших в сфере патриотического воспитания молодежи, с учетом основных изменений, происшедших в этой социальной группе.

4. Цели и задачи программы


       Целями программы является определение перспектив участия семьи, школы, общества и государства в патриотическом воспитании молодежи, важнейших задач на каждом его этапе, основных направлений деятельности соответствующих органов, организаций и ведомств, создание необходимых условий для возрождения патриотизма как духовной составляющей реформирования общества.

       Достижение этих целей связано с необходимостью решения следующих задач:

       - проведение протекционистской государственной политики в создании условий для социального, культурного, духовного и физического развития молодежи;

       - обеспечение возможности полноценной социализации молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;     

       - утверждение в обществе, в сознании молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому Ярославской области и России, повышение престижа военной службы;

       - создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития молодого человека, привития ему любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества, государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина;

       - создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование субъекта патриотического воспитания на всех уровнях, обеспечивающего координацию усилий в решении важнейших задач.

5. Основные направления программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»