5.1. Промышленность
В промышленности области, как и в промышленном комплексе России в целом, в результате проводимой в СССР государственной политики централизованного размещения производства исторически сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда.
Промышленный комплекс создавался путём строительства в основном крупных и средних предприятий, что преследовало цели повышении уровня концентрации и специализации производства, повышения степени кооперации между регионами России и союзными республиками. Осуществляемые в ходе рыночных реформ преобразования вносят существенные изменения в экономические условия функционирования промышленности и предъявляют к ее структуре новые требования.
Демонополизация ряда отраслей промышленности и отдельных отраслей экономики осуществляется в рамках федеральных отраслевых программ.
Высокий уровень концентрации промышленности как предпосылка монопольного поведения субъектов рынка все реже используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки.
Кроме того, на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, открытием внутреннего рынка, монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.
В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации товарных рынков.
Антимонопольная политика по отношению к крупным предприятиям, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, должна сопровождаться усилением контроля за возможной монополистической практикой хозяйствующих субъектов, приводящей к злоупотреблениям на рынке, наносящим ущерб потребителям и экономике области в целом.
Создание производств, которые могли бы конкурировать с уже имеющимися, в современных условиях представляется маловероятным, исключение составляет малое предпринимательство. В сложившихся условиях наиболее перспективными направлениями демонополизации и развития конкуренции в промышленном комплексе являются:
- содействие реформированию предприятий с созданием производств по выпуску конкурентоспособной продукции;
- создание "Торговых домов";
- совершенствование системы налогообложения;
- создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность;
- развитие малых предприятий, производящих товары и услуги и работающих в приоритетных направлениях, создание приемлемых для малого бизнеса условий осуществления хозяйственной деятельности;
- реструктуризация предприятий, проводимая как самими собственниками, так и при участии Территориального агентства федеральной службы России по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению по Ярославской области.
5.2. Строительство
Процесс формирования полноценного рынка подрядных работ в строительстве в нынешних экономических условиях требует государственного регулирования и поддержки. Главной задачей на ближайший период является содействие развитию конкурсных принципов распределения заказов, техническому совершенствованию производства по выпуску высокоэффективной и конкурентной продукции, усиление роли лицензирования и Госархстройнадзора, принятие мер по активизации инвестиционной деятельности в области.
5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие подотрасли: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство (в том числе водоснабжение и эксплуатация канализационных сетей, газоснабжение, теплоснабжение, гостиничное хозяйство, внешнее благоустройство и санитарная очистка), непроизводственные виды бытового обслуживания (банно-прачечное хозяйство, ритуальные услуги и т.п.). Процессы демонополизации и приватизации в названных подотраслях протекают с разными темпами. Так, например, сфера бытового обслуживания уже сегодня функционирует в рыночных условиях.
Настоящая Программа предусматривает мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции на рынке услуг жилищного и коммунального хозяйства. При этом особое внимание уделяется развитию конкуренции и демонополизации на локальных (в пределах муниципальных образований) товарных рынках.
Создание конкурентной среды в подотрасли "жилищное хозяйство" зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Управление жилищным фондом является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики будет происходить одновременно со становлением хозяйственных структур, специализирующихся на предоставлении услуг по управлению недвижимостью и выступающих заказчиками жилищно-коммунальных услуг - управляющих компаний, взаимоотношения которых с собственниками жилищного фонда должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фондом. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы.
Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на конкурсной основе.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья как самостоятельные хозяйствующие субъекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией. При демонополизации жилищной сферы целесообразно предусмотреть возможность проведения конкурсов на выполнение специальных работ (обслуживание лифтового и антенного хозяйства, вывоз мусора и др.).
В силу технологических особенностей подотрасли "коммунальное хозяйство" и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно коммунального хозяйства, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимает монопольное положение на обслуживаемой ими территории и являются локальными монополиями. Географические границы этих товарных рынков, как правило, совпадают с административными границами городов и районов (исключение в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).
Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, ненадежности и экологической опасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий делает ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами исполнительной власти Ярославской области, а по ряду услуг органами местного самоуправления, недостаточно эффективным.
Важной мерой антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий по тепло- и водоснабжению должны стать регулярные проверки этих предприятий, инициируемые органами исполнительной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Организация такой работы требует создания необходимого нормативного и методического обеспечения.
Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере деятельности естественных локальных монополий, определенные пути существуют и здесь за счет развития конкуренции на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг подрядными организациями любых форм собственности (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.). В структуре производственных затрат они обычно составляют более 50 процентов. Осуществление закупок подобных товаров и услуг может и должно происходить на конкурсной основе.
Органам местного самоуправления, руководствуясь СНиПами, необходимо обеспечить контроль за установкой приборов учета расхода газа, регулирования, контроля и учета тепла, счетчиков холодной и горячей воды для каждой квартиры в строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях.