Эффективность и результативность мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов. В условиях сокращающегося спроса, сужения географических границ рынков и продолжающейся инфляции мероприятия по демонополизации не могут привести к моментальному положительному эффекту, а значит, они должны быть направлены на создание потенциальных условий экономического роста, которые проявятся при уменьшении негативного воздействия экономического кризиса. Кроме того, требуется определенный временной период для проявления положительных результатов таких мероприятий.
Успешному развитию конкурентных отношений могут препятствовать:
- монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, направленные в первую очередь на создание барьеров для доступа на рынок новым хозяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли;
- соглашения и согласованные действия, направленные на ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, раздел рынка по кругу продавцов или покупателей, по территориальному признаку, по ассортименту реализуемых товаров;
- практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, замены лицензирования (по видам деятельности, не подлежащим лицензированию) иными разрешительными процедурами;
- необоснованное установление административных барьеров на пути движения товаров по территории России, противоречащее Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации;
- предоставление экономически необоснованной государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;
- нарушение принципов добросовестной конкуренции, в частности, введением потребителей в заблуждение путем распространения ложных сведений о товарах и услугах;
- активизация процесса экономической концентрации, выражающаяся в покупке крупных пакетов акций в результате перераспределения акций на вторичном рынке;
- низкая конкурентоспособность продукции и услуг местных товаропроизводителей;
- плохо развитая инфраструктура рынка.
Продолжают сохраняться объективные трудности в финансовом обеспечении демонополизации и развития конкуренции в области. Финансовые и инвестиционные проблемы будут решены в ходе дальнейшего экономического развития, но уже сейчас необходимо обеспечить правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений.