ПРИОРИТЕТЫ
Государственной социально-экономической
политики Ярославской области
до 2000 года
Настоящий документ определяет цели и задачи деятельности органов власти Ярославской области на среднесрочную перспективу, идеологию и общие механизмы воздействия на социально-экономическую среду для достижения желаемых результатов. В нем не определяются отраслевые приоритеты. Настоящий документ определяет принципиальную позицию и концептуальный подход к комплексному управлению развитием региона как самостоятельного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с этим назначением документ фиксирует:
основные социально-экономические проблемы, затрудняющие экономическое и социальное развитие региона;
стратегические цели социально-экономической политики;
подходы к реализации намеченных целей.
Приоритеты социально-экономического развития Ярославской области до 2000 года закладывают основание для разработки основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на каждый предстоящий год, в которых определяются конкретные цели и механизмы реализации поставленных настоящим документом стратегических задач, а также отраслевые приоритеты государственной инвестиционной политики Ярославской области.
Реализация стратегических приоритетов осуществляется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области.
I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблемы, оказывающие в настоящее время негативное воздействие на социально-экономическое развитие региона, можно условно развести на несколько уровней как по степени глобальности, так и по причинно-следственным связям.
1.1. Основными проблемами, которые в наибольшей степени заметны для всех, являются экономический спад, снижение уровня жизни значительной части населения, глубокие изменения в качестве жизни.
1.2. Причинами экономического спада являются:
низкая эффективность хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
высокая доля затрат предприятий, не связанная с их хозяйственной деятельностью;
высокий уровень налоговых изъятий и нестабильность налогового законодательства;
и, как следствие, инвестиционный кризис и деградация основных производственных фондов.
1.3. Причинами снижения уровня жизни значительной части населения являются:
исторически сложившаяся структура заработной платы, не включающая затрат на потребление социальных услуг, что неадекватно настоящей ситуации;
уменьшение реальных доходов, особенно - в бюджетной сфере, связанное с инфляцией;
1.4. Изменения в качестве жизни населения характеризуются:
расширением спектра социальных услуг вообще;
сужением этого спектра для отдельных категорий населения;
ухудшением качества многих традиционных социальных услуг.
1.5. Все это во многом обусловлено неэффективной, с точки зрения существующей социально-экономической ситуации, деятельностью государства, выражающейся в:
непомерно высоком уровне налогообложения;
нерациональных механизмах использования государственных (и муниципальных) ресурсов: средств государственного и муниципальных бюджетов, объектов государственной и муниципальной собственности;
неразделенности финансов государства, хозяйствующих субъектов и населения, а также между различными уровнями государства и местным самоуправлением;
нерациональных механизмах социальной помощи населению;
неадекватных организационных взаимодействиях по вертикальным и горизонтальным связям.