Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА" НА 2001 - 2003 ГОДЫ (с изменениями на: 26.05.2003)

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ


Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит совершенно новое направление социальной политики по отношению к инвалидам. Впервые целью государственной политики объявлено не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. Закон определил социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и создания возможностей для участия в общественной жизни.

Для реализации данных законом прав инвалиды должны жить и работать в доступной среде обитания, пользоваться наравне со здоровыми людьми всеми благами, чувствовать себя полноправными членами общества.

Программа социально - экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы "От выживания к благополучию" предусматривает расширение спектра социально - бытовых услуг, оказываемых инвалидам через Центры социального обслуживания населения, развития службы "Социальное такси", отделений медико - социального обслуживания и реабилитации, разработку и реализацию целевых программ по социальной поддержке различных незащищенных категорий граждан.

В Ярославской области проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов требуют внимания властей различного уровня. Более 12000 инвалидов лишены возможности самостоятельно передвигаться вследствие неприспособленности инфраструктуры к условиям их жизнедеятельности. Отсутствие пандусов, поручней, подъемников на входах и внутри зданий создают непреодолимую преграду для инвалидов.

Серьезную проблему для лиц с ограниченными возможностями представляют передвижение по улицам и современные транспортные средства. Практически невозможным для некоторой части инвалидов является пользование общественным транспортом.

В области не решена проблема выделения специальных мест для парковки автомобилей на автостоянках с учетом потребностей инвалидов.

На практике не выполняется порядок реализации требований доступности для инвалидов при строительстве объектов социальной инфраструктуры.

Не разработана система контроля с участием органов социальной защиты и общественных организаций инвалидов в предпроектной подготовке строительства, в процессе строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов.

Инвалиды области не могут в полном объеме реализовать свое право на получение необходимой информации. Не создана система сурдоперевода, охватывающая все основные сферы общественной жизни.

В области не созданы соответствующие условия для получения детьми - инвалидами качественного образования. Слабо реализуется принцип интегрированного подхода в профессиональном обучении детей - инвалидов.

В связи с переходом предприятий на новые условия хозяйствования обострились проблемы профессиональной реабилитации. Это связано с несовершенством на федеральном уровне механизма квотирования рабочих мест, их несоответствием конкретным потребностям инвалидов, рекомендуемым условиям и режимам работы и определенным материальным затратам.

Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданы. Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволит им улучшить свое материальное благосостояние, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества.

Сложным остается положение дел с профессиональным обучением инвалидов. В области нет специализированных учебных заведений по профессиональному обучению инвалидов.

В области созданы 6 отделений медико - социальной реабилитации, где инвалиды получают дифференцированный комплекс реабилитационных услуг. Остается низкой оснащенность этих центров специальным оборудованием.

Важным фактором интеграции инвалидов в общество должно стать создание областного реабилитационного центра, на базе которого инвалид, учитывая его реабилитационный потенциал, сможет получить комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер и услуг.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.

Со стороны СМИ не уделяется должного внимания к проблемам инвалидов, что создает психологический барьер между обществом и инвалидами.

Изменение направления социальной политики в отношении инвалидов требует создания системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе и обеспечение их информационными ресурсами.

Особенностью создания безбарьерной среды для инвалидов является то, что эффективность ее существует лишь при условии широкого приспособления сплошных территорий жилых массивов, в пределах которых инвалид мог бы свободно передвигаться, проведения комплекса реабилитационных мероприятий и готовности самого общества принять инвалида в среду жизнедеятельности. Это потребует значительных материальных средств, времени и государственной поддержки.

Выполнение мероприятий данной Программы позволит создать основы доступной среды не только для инвалидов, но и способствовать реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Развитие системы дистанционной работы и предоставление недорогого доступа к глобальным компьютерным сетям обеспечивает трудоустройство людей, чья способность к передвижению ограничена из-за болезни или по другим причинам, также разрушает информационный барьер между этими людьми и всем миром. Благодаря современным компьютерным технологиям, человек, вынужденный находиться в домашних условиях, не теряет социальной значимости для общества. Он может получать необходимые знания и работать за рубежом, общаться с множеством людей в России и других странах посредством Интернета.


Приоритетные направления Программы:

- создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

- создание равных возможностей доступа для инвалидов к информации и образованию;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в быту;

- организация рабочих мест для инвалидов.