АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2001 года N 144-а

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА" НА 2001 - 2003 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Администрации Ярославской области от 10.02.2003 N 25, от 26.05.2003 N 99)


В целях реализации Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и в соответствии с Программой социально - экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы "От выживания к благополучию" Администрация области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить проект областной программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности "Безбарьерная среда" на 2001 - 2003 годы (приложение). Считать Программу составной частью программы социально - экономического развития Ярославской области на 2001 - 2003 годы "От выживания к благополучию".


2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) включить Программу в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001 - 2005.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Скороходову И.И.


4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.


Первый зам. Губернатора
Ярославской области
В.А.КОВАЛЕВ



Приложение
к постановлению
Администрации области
от 24.10.2001 N 144-а

ПРОЕКТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА" НА 2001 - 2003 ГОДЫ

     г. Ярославль 2001 г.

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы - областная программа по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности "Безбарьерная среда" на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).


Основание разработки Программы - Указ Президента Российской Федерации от 02.10.92 N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности",

- Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",

- Федеральный закон от 08.08.2001 N 123-ФЗ " О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


Государственный заказчик Программы - департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области.


Директор Программы - Скворцов Г.А. - директор департамента социальной защиты населения и труда Администрации области.

(абзац в ред. Постановления Администрации Ярославской области от 10.02.2003 N 25)


Основные разработчики Программы - департамент социальной защиты населения и труда, управление по социальной политике Администрации области, департаменты: здравоохранения и фармации, по физической культуре и спорту, культуры и туризма, образования, строительства и архитектуры Администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения, общественные организации инвалидов.


Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - создание условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры;

- обеспечение условий беспрепятственного доступа для инвалидов к информации, получение полноценного образования;

- реализация творческого и профессионального потенциала инвалидов.


Сроки и этапы реализации Программы - 2001 - 2003 годы


Перечень разделов - организационные мероприятия; обеспечение беспрепятственного доступа к информации; обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; совершенствование деятельности государственной службы медико - социальной экспертизы; обеспечение социально - бытового обслуживания инвалидов; организация транспортного обслуживания инвалидов; организация обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации; организация рабочих мест для инвалидов; предоставление возможности обучения и образования.


Исполнители Программы - департаменты социальной защиты населения и труда, финансов, здравоохранения и фармации, культуры и туризма, строительства и архитектуры, образования, по физической культуре и спорту Администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления муниципальных образований.


Общая стоимость Программы:

- 26697,0 тыс. руб. из средств областного бюджета;

- 256378, 0 тыс. руб. из средств федерального бюджета.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - обеспечение инвалидам равных со всеми гражданами возможностей в пользовании жилыми и общественными зданиями, трудоустройстве, получении качественного образования и услуг социально - бытовых и культурных учреждений посредством создания условий доступности ко всем сферам общественной жизни;

- достижение экономического эффекта, обусловленного повышением независимости инвалидов и улучшением качества жизни инвалидов.


Ответственные лица для контактов - Глебов А.Н., заместитель директора департамента социальной защиты населения и труда Администрации области.


Куратор Программы - Скворцов Г.А. - директор департамента социальной защиты населения и труда Администрации области.

(абзац в ред. Постановления Администрации Ярославской области от 10.02.2003 N 25)

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ


Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит совершенно новое направление социальной политики по отношению к инвалидам. Впервые целью государственной политики объявлено не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. Закон определил социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и создания возможностей для участия в общественной жизни.

Для реализации данных законом прав инвалиды должны жить и работать в доступной среде обитания, пользоваться наравне со здоровыми людьми всеми благами, чувствовать себя полноправными членами общества.

Программа социально - экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы "От выживания к благополучию" предусматривает расширение спектра социально - бытовых услуг, оказываемых инвалидам через Центры социального обслуживания населения, развития службы "Социальное такси", отделений медико - социального обслуживания и реабилитации, разработку и реализацию целевых программ по социальной поддержке различных незащищенных категорий граждан.

В Ярославской области проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов требуют внимания властей различного уровня. Более 12000 инвалидов лишены возможности самостоятельно передвигаться вследствие неприспособленности инфраструктуры к условиям их жизнедеятельности. Отсутствие пандусов, поручней, подъемников на входах и внутри зданий создают непреодолимую преграду для инвалидов.

Серьезную проблему для лиц с ограниченными возможностями представляют передвижение по улицам и современные транспортные средства. Практически невозможным для некоторой части инвалидов является пользование общественным транспортом.

В области не решена проблема выделения специальных мест для парковки автомобилей на автостоянках с учетом потребностей инвалидов.

На практике не выполняется порядок реализации требований доступности для инвалидов при строительстве объектов социальной инфраструктуры.

Не разработана система контроля с участием органов социальной защиты и общественных организаций инвалидов в предпроектной подготовке строительства, в процессе строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов.

Инвалиды области не могут в полном объеме реализовать свое право на получение необходимой информации. Не создана система сурдоперевода, охватывающая все основные сферы общественной жизни.

В области не созданы соответствующие условия для получения детьми - инвалидами качественного образования. Слабо реализуется принцип интегрированного подхода в профессиональном обучении детей - инвалидов.

В связи с переходом предприятий на новые условия хозяйствования обострились проблемы профессиональной реабилитации. Это связано с несовершенством на федеральном уровне механизма квотирования рабочих мест, их несоответствием конкретным потребностям инвалидов, рекомендуемым условиям и режимам работы и определенным материальным затратам.

Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданы. Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволит им улучшить свое материальное благосостояние, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества.

Сложным остается положение дел с профессиональным обучением инвалидов. В области нет специализированных учебных заведений по профессиональному обучению инвалидов.

В области созданы 6 отделений медико - социальной реабилитации, где инвалиды получают дифференцированный комплекс реабилитационных услуг. Остается низкой оснащенность этих центров специальным оборудованием.

Важным фактором интеграции инвалидов в общество должно стать создание областного реабилитационного центра, на базе которого инвалид, учитывая его реабилитационный потенциал, сможет получить комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер и услуг.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.

Со стороны СМИ не уделяется должного внимания к проблемам инвалидов, что создает психологический барьер между обществом и инвалидами.

Изменение направления социальной политики в отношении инвалидов требует создания системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе и обеспечение их информационными ресурсами.

Особенностью создания безбарьерной среды для инвалидов является то, что эффективность ее существует лишь при условии широкого приспособления сплошных территорий жилых массивов, в пределах которых инвалид мог бы свободно передвигаться, проведения комплекса реабилитационных мероприятий и готовности самого общества принять инвалида в среду жизнедеятельности. Это потребует значительных материальных средств, времени и государственной поддержки.

Выполнение мероприятий данной Программы позволит создать основы доступной среды не только для инвалидов, но и способствовать реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Развитие системы дистанционной работы и предоставление недорогого доступа к глобальным компьютерным сетям обеспечивает трудоустройство людей, чья способность к передвижению ограничена из-за болезни или по другим причинам, также разрушает информационный барьер между этими людьми и всем миром. Благодаря современным компьютерным технологиям, человек, вынужденный находиться в домашних условиях, не теряет социальной значимости для общества. Он может получать необходимые знания и работать за рубежом, общаться с множеством людей в России и других странах посредством Интернета.


Приоритетные направления Программы:

- создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

- создание равных возможностей доступа для инвалидов к информации и образованию;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в быту;

- организация рабочих мест для инвалидов.


Программа является организационной основой реализации в Ярославской области государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ


Программа будет реализована через систему планирования, оценки достижений промежуточных, итоговых результатов. Контроль за реализацией Программы будет осуществляться управлением по социальной политике Администрации области на основании отчетов и информации администраций муниципальных образований, департаментов и комитетов Администрации области, участвующих в реализации мероприятий Программы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ


Реализация мероприятий в рамках Программы позволит создать условия, обеспечивающие инвалидам возможность пользования объектами социальной инфраструктуры, получения полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в жизни общества.

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ НА 2001 - 2003 ГГ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»