Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 13 декабря 2000 года N 834

     
О Концепции управления государственным имуществом
Ярославской области

___________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 15 августа 2001 года N 539
___________________________________________



В целях повышения эффективности управления государственной собственностью Ярославской области

постановляю:

1. Утвердить одобренную Администрацией области Концепцию управления государственным имуществом Ярославской области (прилагается).

2. Департаменту по управлению государственным имуществом Администрации области в 3-х месячный срок с момента подписания настоящего постановления подготовить предложения по взаимодействию органов государственной власти Ярославской области с органами местного самоуправления в сфере управления государственным и муниципальным имуществом, расположенным на территории Ярославской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента по управлению государственным имуществом Администрации области Иванова Г.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
А.И.Лисицын


Утверждена
постановлением Губернатора
области
от 13.12.2000 N 834



КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом Ярославской области


Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и принципы государственной политики Ярославской области в области управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений с участием государственного имущества казны, государственного имущества, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями Ярославской области, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - унитарными предприятиями), государственными учреждениями (далее - учреждениями), а также имущественных прав Ярославской области, вытекающих из ее участия в иных коммерческих организациях, за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством в бюджетный процесс.

Не являются предметом рассмотрения Концепции природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности Ярославской области.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.

Во втором разделе в силу имеющейся специфики рассмотрены вопросы совершенствования государственной политики в сфере приватизации государственного имущества.

I. Управление государственным имуществом Ярославской области

     
Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом


В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания стройной, экономически и логически выверенной системы представлений о критериях необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и создания жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

В Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления иных коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.

Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения общеобластных пропорций и на микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;

использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики органам исполнительной власти Ярославской области необходимо решить следующие задачи:

разграничение объектов государственной собственности и оформление прав на них, полная инвентаризация объектов государственной собственности, построение и развитие системы учета этих объектов;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав государства как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти Ярославской области.

В рамках настоящей Концепции Администрацией Ярославской области будут разработаны меры ответственности органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления государственным имуществом, вне реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач.

Определение цели

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть осознана и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться правовыми актами.

Способ достижения цели

В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

Система управления

Важнейшим принципом является использование в каждом случае управления государственным имуществом системы управления как неразрывного единства следующих элементов: создание условий и обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, отчетность государственных органов и управляющих, принятие управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о состоянии дел управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления, порядок взаимодействия государственных органов в системе управления должен быть детально регламентирован правовыми актами.

Эффективность управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Профессиональность управления

Кроме того, что непосредственное управление рядом объектов является функцией, не свойственной государству, государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.

Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления как:

унитарные предприятия и учреждения;

пакеты акций, находящиеся в собственности Ярославской области, доли Ярославской области в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ;

областная недвижимость,

в следующей логической последовательности:

1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы).

2. Постановка целей и задач управления.

3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для реализации механизма управления).

4. Критерии эффективного управления.

Управление унитарными предприятиями и учреждениями  

    
Оценка состояния

В настоящее время в Ярославской области насчитывается 216 областных унитарных предприятий и учреждений (107 предприятий и 109 учреждений).

Предприятия

Функции по управлению унитарными предприятиями размыты между департаментом по управлению государственным имуществом и отраслевыми департаментами.

Департамент по управлению государственным имуществом Администрации области (далее ДУГИ) наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Отраслевые департаменты утверждают уставы унитарных предприятий; назначают и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.

С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми департаментами хотя и заключены, должной ответственности не предусматривают.

Кроме того, что количество унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором (решением) государства, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать индивидуальные экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом унитарного предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможность требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности унитарных предприятий и даже определять эти показатели.

Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания унитарных предприятий, а также детализирующие порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков (в результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»