Программа
социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 гг.
"От выживания к благополучию"
(основные положения)
В предыдущие годы было принято большое количество различных программ. Но ситуация в экономической и политической жизни сегодня меняется настолько стремительно, что любые долгосрочные программы теряют свою актуальность и соответствие новым ориентирам. Практика показала, что необходимо перейти к принципиально новой модели планирования регионального развития, при которой на долгосрочную перспективу определяются основные цели и задачи, а на каждый год принимаются конкретные программы по их выполнению.
Программа социально-экономического развития Ярославской области - это комплекс документов, который включает в себя:
- основные направления социально-экономической политики Ярославской области;
- концепцию инвестиционной политики Ярославской области;
- основные положения бюджетной и налоговой политики Ярославской области;
- областные программы и проекты по конкретным направлениям развития Ярославской области.
Данный документ - описание основных положений Программы социально-экономического развития Ярославской области. Программа разработана по инициативе и под руководством Губернатора Ярославской области А.И. Лисицына силами структурных подразделений Администрации области при содействии ЗАО "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".
Первый этап Программы охватывает период 2000-2003 гг. Главное отличие новой Программы в том, что она ориентирована на развитие и на создание в регионе, в структуре региональных органов власти и органов местного самоуправления стабильных финансовых, материальных и организационных предпосылок для устойчивого развития Ярославской области.
Главная задача Программы - задача экономического роста и на этой основе повышение качества жизни населения области. Ставка сделана на конкурентные преимущества Ярославской области, использование которых позволит решить поставленную задачу с наименьшими затратами.
Процесс разработки Программы развития региона не заканчивается ее написанием и утверждением. Ежегодно будет проводиться сравнение поставленных задач и достигнутых результатов, корректировка целей и внесение изменений в уже принятые документы. Основной принцип такой работы - согласование интересов разных социальных групп региона.
1. Предпосылки разработки Программы
"От выживания к благополучию"
Предпосылки для разработки такой программы были заложены деятельностью Администрации области в течение последних восьми лет. Это в том числе совместная работа с экспертами института Гайдара, позволившая обучить специалистов областной Администрации методам государственного регулирования экономики в условиях переходного периода. Это создание первого в российской практике аналитического центра в структуре исполнительной власти, что принципиально изменило технологию принятия управленческих решений, позволило определить приоритеты в региональной социально-экономической политике. Это создание первого в структуре исполнительной власти инвестиционного департамента, который заложил основы новой региональной стратегии привлечения внешних инвестиций. По условиям работы, созданным для инвесторов, Ярославская область теперь входит в первую десятку регионов России. Это создание впервые в России в органах государственной власти - в департаменте государственного регулирования хозяйственной деятельности, системы качества на базе Международных стандартов ИСО серии 9000.
В начале 90-х годов потребовалось перейти от плановой социалистической экономики к рыночной, к экономической самостоятельности регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций. Главной проблемой тогда стало решение задачи организации взаимовыгодного сотрудничества между властью и руководителями независимых предприятий и организаций.
Нарушение хозяйственных и технологических связей привело к спаду производства, который в 1999 году составил в сопоставимых ценах 42% от уровня 1990 года. По России этот показатель равен 50%. В результате анализа определилось одно из направлений наших совместных действий - это восстановление рынков сбыта для предприятий и организаций нашей области. В настоящее время составлены и подписаны соглашения с 50-тью регионами России и бывшими союзными республиками. Созданы и открыты три Торговых дома с участием Администрации области. Результатом этой работы явилось увеличение объема реализованной предприятиями продукции.
Второе главное направление региональной экономической политики прошедших лет - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Не секрет, что инвестиционные валютные кредиты и в сельское хозяйство, и в промышленное производство тогда явились первым этапом на пути к формированию управляемого экономического процесса на территории области. Конечно, не все получалось, но велась проработка вариантов экономической стабилизации в регионе.
Итогом активных действий власти и бизнеса по этим двум направлениям стало сохранение экономического потенциала области, который сегодня занимает после Москвы и Московской области третье место в Центральной России. И не только сохранение, но и увеличение налогооблагаемой базы. В ярославской экономике наметилась положительная динамика развития. Достаточно высокие темпы роста поддерживает промышленность. По итогам 1999 года индекс физического объема составил 125,7%, за полугодие - 124,8%. Наиболее существенный прирост получен на таких предприятиях, как ОАО "ЭЛДИН", ОАО "ЯЗТА", ОАО "Автодизель", ОАО "Победа рабочих", ЗАО "Балканская звезда".
Подтверждением правильной промышленной политики, проводимой Администрацией области, являются итоги реализации российско-белорусской программы "Развитие дизельного автомобилестроения" и утверждение ее финансирования из Союзного бюджета Россия-Беларусь, создание МФПГ "БелРусАвто". Ее реализация дала возможность стабильно работать и вовремя получать заработную плату почти 40 тыс. жителям области. Дизелестроители за 1999 год увеличили производство в 1,6 раза, за 1 полугодие 2000 г. в 1,5 раза.
За 1992-1999 г.г. в Ярославской области было приватизировано около 1300 предприятий. Необходимо отметить, что передел собственности не закончился, и задача органов государственной власти не просто следить за происходящими процессами, но вмешиваться и управлять ими в пользу государства и конкретно нашей области.
Преобразование коллективной формы собственности в коллективно-долевую на селе не улучшило финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных предприятий. Падение объемов сельскохозяйственного производства продолжается в течение всего периода (1992-1999г). Не полностью оправдали ожидания крестьянские (фермерские) хозяйства, удельный вес производства которых в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции колеблется от 1,1 до 1,3%.
На селе руководители большинства хозяйств надеялись на более существенную поддержку из федерального и областного бюджета, которой в той экономической ситуации быть не могло. Но есть руководители, которые сами искали выход, не дожидаясь помощи сверху. И в нынешних условиях они работают довольно успешно. Это такие хозяйства как ПСК "Родина" Ярославского муниципального округа и СПК "Родина" Угличского муниципального округа, ЗАО "Пахма", ЗАО "Ярославский бройлер" и другие.
Благодаря специально выработанной политике Губернатора области в отношении селян, удалось не допустить обвального спада сельскохозяйственного производства, при ежегодном сокращении поголовья крупного рогатого скота область за счет повышения продуктивности дойного стада сохраняет объемы производства молока. В области внедрена голландская технология производства картофеля, продолжается работа по созданию долголетних культурных пастбищ.
Несмотря на заметное сокращение объемов инвестиций, за годы реформ в строительной отрасли удалось сохранить квалифицированные кадры и производственный потенциал, который сегодня превышает возможности инвесторов и позволяет решать задачи по строительству объектов любой сложности.
Начиная с 1992 года, ежегодно наращивается строительство жилья за счет личных средств граждан, в том числе и с привлечением кредитов. Темпы такого строительства за последние 8 лет выросли в области в несколько десятков раз. Кроме общеэкономических тенденций этому способствовал ряд своевременно принятых Администрацией области решений. Эффективный механизм финансирования строительства жилья найден и отработан в г. Ярославле, представляет собой привлечение средств граждан и юридических лиц через жилищные облигации мэрии. Предприятиями стройиндустрии ведется работа по освоению и выпуску конкурентоспособной строительной продукции.
Администрацией области сформирована система регулирования регионального транспортного рынка. Созданы новые структуры по координации деятельности субъектов бизнеса на транспорте. Это областное отделение Российской транспортной инспекции, государственное учреждение "Яроблтранском".
На сегодняшний день предприятия транспортного комплекса устойчиво обеспечивают потребность населения Ярославской области в перевозках.
Появились новые формы работы с транспортниками. Ежегодно для обеспечения стабильной перевозки населения в пригородном сообщении и покрытия убытков от них на протяжении последних 5 лет Администрацией области подписывается генеральное соглашение с управлением Северной железной дороги. Сумма взаимных обязательств ежегодно составляет порядка 60 млн. рублей. Развивается государственное предприятие "Аэропорт Туношна". За 1999 год - год становления аэропорта обслужено более 200 самолето-вылетов, перевезено более 7 тыс. пассажиров, реконструированы и действуют здание временного обслуживания пассажиров и таможенно-эксплуатационный комплекс, создан топливно-заправочный комплекс, создано 125 рабочих мест.
За последние 3 года в муниципальную собственность передано жилищного фонда общей площадью более 8 млн. кв. м, в результате чего объем фонда, находящегося в муниципальной собственности, увеличился более, чем в 3 раза.