Программа
содействия занятости населения Ярославской области
на 1998 год и
основные направления политики занятости на 1999 год
СОГЛАСОВАНО: ОБСУЖДЕНО:
Министерство труда и Координационный комитет
социального развития содействия занятости населения
Российской Федерации
_____________________ Ярославской области
13.07.1998 г. Протокол N 1
от 29 января 1998 г.
Закон РФ от 19.01.91N 1032-1 "О
ПАСПОРТ занятости населения в Российской
Программы содействия занятости Федерации" с изменениями и
населения Ярославской области дополнениями от 20.04.96 N 36-
на 1998 год и основных ФЗ, приказ Председателя ОКЗН от направлений политики занятости 01.08.97 N 69
на 1999 год
Наименование, номер и дата
принятия решения о разработке
Программы
Основные разработчики Программы Правительство области, областная
служба занятости населения
Цель и задачи Программы Реализация государственной
политики занятости на основе:
- развития, системы социального
партнерства
- обеспечения занятости
населения адекватно состоянию
экономики при уровне
регистрируемой безработицы в
пределах 3,4% в 1998 и 3,2% - в
1999 г.;
- содействия занятости
безработной молодежи , не
имеющей профессии и впервые
ищущей работу;
- дальнейшего развития
предпринимательства на селе
через самозанятость и
индивидуальное
предпринимательство в сфере
бытовых услуг;
- совершенствования деятельности
государственной службы занятости
населения по созданию условий
для быстрейшего трудоустройства,
безработных граждан и смягчения
последствий долговременной
безработицы;
- оказания дифференцированной
социальной поддержки безработным
Сроки реализации Программы 1998-1999 годы
Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию
финансирования Программы составят в 1998 году -
166465 тыс.рублей, в т.ч. 760
тыс. руб. - из областного
бюджета, 165705 тыс. руб. - из
ГФЗН. Дефицит бюджета ГФЗН -
79337 тыс.рублей
Ожидаемые конечные результаты Реализация Программы позволит:
реализации Программы - сдержать уровень
регистрируемой безработицы в
пределах 3,4 % в 1998 году и 3,2
% в 1999 году (к экономически
активному населению);
- оказать посредничество в
трудоустройстве 25,5 тысяч
человек в 1998 году и 30,8 тысяч
человек в 1999 году;
- поддержать предпринимательскую
инициативу в 1998 году 1185
человек;
- предоставить возможность
получения необходимых для
последующего трудоустройства
профессиональных навыков и
знаний 1,7 тыс. безработных
граждан в 1998 году;
- провести профориентационную
работу с 35 тыс. человек в 1998
г.
Контроль за выполнением Контроль за реализацией
Программы Программы осуществляют органы
представительной и
исполнительной власти области,
департамент ФГСЗН по Ярославской
области
1996 год
Введение
Программа содействия занятости населения Ярославской области на 1998 год и основные направления политики занятости на 1999 год (далее -Программа) являются развитием аналогичных Программ, разрабатываемых и ежегодно утверждаемых в области с 1992 года, в которых проблема занятости рассматривается и обеспечивается с учетом социально-экономического положения в регионе.
В Программе дается анализ и прогноз ситуации на рынке труда, определяется как общая стратегия деятельности, так и конкретные действия областной службы занятости и других организаций в рамках имеющихся материальнотехнических и финансовых возможностей.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социальноэкономического развития области на 1998-1999 гг., а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного специалистами службы занятости.
Цель Программы - реализация государственной политики занятости на основе развития системы социального партнерства; сдерживания роста общего числа безработных граждан; обеспечение занятости населения адекватно состоянию экономики; содействия занятости безработной молодежи; дальнейшего развития предпринимательства на селе; совершенствования деятельности государственной службы занятости населения; оказания дифференцированной социальной поддержки безработным.
Условия реализации. Расчеты показывают, что даже при стопроцентном поступлении страховых взносов в ГФЗН области и погашении просроченной задолженности, финансовое обеспечение Программы составит 52,1% от необходимого.
Расходы на реализацию Программы в соответствии с проектом составят 166465 тыс. руб. Финансирование Программы будет осуществляться в основном за счет средств государственного фонда занятости - 165705 тыс.руб., из областного бюджета - 760 тыс. руб. Дефицит бюджета ГФЗН Ярославской области в 1998 г. - 79337 тыс.руб., включая задолженность по пособиям и Пенсионному фонду за 1996-1997 годы - 57533 тыс.рублей, может быть восполнен только за счет дотаций из федеральной части ГФЗН. Выполнение большинства программных мероприятий в полном объеме будет зависеть от полноты и регулярности выделения дотаций.
Занятость и рынок труда в переходной экономике
В 1997 году в экономике области наметились некоторые позитивные тенденции. Индекс физического объема продукции, рассчитанный по товарам-представителям, к уровню 1996 года составил 106,6%. Значительно превысили уровень 1996 года предприятия отраслей промышленности: шинной (на 14,9%), резиноасбестовой (на 21,9%), автомобильного машиностроения (на 47,5%), мягких кровельных материалов (в 2,5р.), фарфорофаянсовой (в 1,8 р.), производства натуральных кож (на 31,6%), табачномахорочной (на 24,8%), рыбной (на 38,7%). Объем производства продукции сельского хозяйства в текущих ценах в хозяйствах всех категорий в 1,4 раза выше уровня 1996 года. Предприятиями транспорта перевезено грузов на 28% больше, чем в 1996 году.
Однако эти тенденции не повлияли на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны с:
падением производства в предыдущие годы;
структурными изменениями в производстве;
процессами приватизации и акционирования, которые не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства и побуждают администрацию сокращать численность занятых.
Изменения в сфере занятости
Численность экономически активного населения к концу декабря 1997 года оценивалась в 629 тысяч человек, или около половины общей численности населения области . В их числе 598 тысяч человек (95,1%) заняты в экономике и 31 тысяча человек (4,9%) не имели занятия, но активно его искали, и, в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. По сравнению с тем же периодом 1996 года численность экономически активного населения и численность занятых в экономике области снизились, соответственно, на 6,1 и 1,9 процента.
В основном снижение численности занятых отмечено на крупных и средних предприятиях и в организациях сферы материального производства: промышленности, строительства, транспорта.
Доля занятых в отраслях материального производства составила более 70%.
На долю негосударственного сектора экономики (без учета муниципальной собственности) в 1997 году приходилось 64% общей численности занятых против 64,4% в 1996 году. При этом 6,3% занятого населения - лица ненаемного труда (фермеры, владельцы и совладельцы предприятий, лица, работающие на индивидуальной основе).
На 1 января 1998 года в области насчитывалось 2235 крестьянских (фермерских) хозяйств против 2249 на 01.01.97.
В течение 1997 года на крупные и средние предприятия и организации принято на работу 100,3 тысячи человек (20,6% среднесписочной численности), из них 4,2 тысячи - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 118,6 тысячи человек, или 24,4% среднесписочной численности персонала. Из них 74,7 тысячи человек, или 63%, уволились по собственному желанию. За 1997 год выбытие работников лишь на 84,5% компенсировалось приемом новых кадров (за 1996 год - на 85,9%).