Действующий

Об утверждении "Программы оздоровления финансов Ярославской области"

3. Основные направления реализации Программы.

3.1. Увеличение доходной базы бюджета Ярославской области и снижение объемов задолженности.

За 1997 год объем доходов бюджета области составил около 2763 млн. рублей, а за 4 месяца 1998 года - 596,7 млн. рублей. Уровень текущей собираемости налогов в области составляет около 82%. При этом значительная часть средств, которые поступают в бюджет, представлена не "живыми деньгами", а взаимозачетами. В 1997 году объем взаимозачетов с предприятиями составил 55%, а за 4 месяца 1998 года - 43% от суммы налоговых доходов бюджета области. Столь высокий уровень неденежных поступлений не позволяет Правительству области реализовать взятые на себя обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных пособий населению.

По состоянию на 1 мая 1998 года размер просроченной задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджет Ярославской области составляет 1039 млн. рублей. По сравнению с началом года задолженность возросла на 161,6 млн. рублей.

В целях увеличения доходной базы бюджета области и погашения задолженности по платежам в бюджет Правительству области следует сконцентрировать усилия в следующих направлениях:

1. Реструктуризация задолженности предприятий по налоговым платежам в бюджет путем предоставления на условиях, определенных статьей 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", юридическим лицам отсрочки и (или) рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам в бюджет области до четырех лет, по пеням и штрафам - до десяти лет при условии своевременной и в полном объеме уплаты текущих платежей в бюджет области в течение всего срока отсрочки и (или) рассрочки.

2. Применение ускоренной процедуры банкротства и обращения взыскания задолженности на имущество несостоятельных предприятий и организаций - должников бюджета области. Особенно это касается предприятий, не принимающих меры по исполнению налоговых обязательств. При этом требуется создать центры по реализации арестованного имущества неплательщиков и обеспечить их эффективную работу.

3. Ограничение доступа неплательщиков к государственным заказам, бюджетным ресурсам, лицензиям; лишение их возможности участвовать в приватизационных конкурсах и аукционах.

4. Активная работа с предприятиями и организациями по их финансовому оздоровлению силами органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления, а также Ярославского Центра реструктуризации предприятий; оказание помощи предприятиям в повышении эффективности их деятельности и увеличении конкурентоспособности производимой ими продукции.

5. Выполнение плана поэтапного сокращения доли взаимозачетов с предприятиями по налогам, зачисляемым в бюджет области:

3 квартал 1998 года - 35%,

4 квартал 1998 года - 30%,

1 квартал 1999 года - 25%,

2 квартал 1999 года - 18%,

3 квартал 1999 года - 8%,

4 квартал 1999 года - 0%.

Следует уже в текущем финансовом году решительно отказаться от проведения зачетов с предприятиями, не решающими вопросы реструктуризации своей задолженности по платежам в бюджет. Реализация указанных мер должна повысить объем поступлений в бюджет области, снизить размеры задолженности предприятий в бюджет, а также обеспечить бюджет области реальными денежными средствами для покрытия обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и по социальным выплатам населению.

3.2. Экономия расходов бюджета Ярославской области.

В 1997 году объем расходов бюджета Ярославской области составил 4006 млн. рублей. При этом задолженность бюджета области по всем обязательствам превысила к концу 1997 года 2 млрд. рублей, а в 1998 году кредиторская задолженность продолжала расти.

Исполнение плана расходов по статьям бюджета происходило крайне неравномерно: по расходам, требующим "живых денег", план не выполнялся, а по расходам, производимым за счет взаимозачетов перевыполнялся. Задолженность по заработной плате, погашенная к началу 1998 года, вновь начала расти. Такое положение дел поставило Правительство области перед необходимостью жесткой экономии бюджетных расходов.

Основные направления деятельности Правительства области по обеспечению экономии средств бюджета должны быть следующими:

1. По состоянию на начало 1998 года численность организаций бюджетной сферы (без органов власти и правоохранительных органов), финансируемых из бюджета области составила 3321 единиц, а численность занятых в бюджетной сфере - 70005 человек. Правительству области, органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию бюджетной сети и по ее итогам произвести сокращение численности занятых в бюджетной сфере и в органах власти. Также необходимо сокращение числа организаций бюджетной сферы.

2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области рекомендуется поэтапно привести уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и оплаты этих услуг населением Ярославской области в соответствие с федеральными стандартами.

3. Правительству области разработать меры по сокращению расходов на отрасли народного хозяйства, в том числе АПК. Для этого необходимо совместно с органами местного самоуправления провести инвентаризацию предприятий и учреждений - потребителей продукции топливно-энергетического комплекса, получающих денежные средства из государственного бюджета Ярославской области и бюджетов муниципальных образований, установить для них лимиты потребления электро- и теплоэнергии (в натуральном и стоимостном выражении), а также обеспечить контроль за соблюдением лимитов потребления электро- и теплоэнергии бюджетными организациями.

4. Правительству области реализовать мероприятия по прекращению перекрестного субсидирования по продукции ТЭК, услугам предприятий транспорта и связи.

5. Реформа социальной сферы в 1999 году должна, наконец, стать реальностью. Правительство области должно разработать и начать реализацию программы по борьбе с бедностью. В первоочередном порядке адресную поддержку должны получать наименее защищенные категории населения с доходами ниже прожиточного минимума. Кроме того, нужно упорядочить систему социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием.

6. Правительству области, органам местного самоуправления осуществлять выделение средств из бюджета Ярославской области на закупку товаров (работ, услуг), финансирование инвестиционных программ, приобретение оборудования и служебного автотранспорта исключительно при условии финансирования в полном объеме расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

7. Для упорядочения расходов на финансовую помощь муниципальным образованиям Правительству области необходимо обеспечить подписание соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований об оздоровлении муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи из областного бюджета.

8. Для выявления в дальнейшем дополнительных резервов экономии бюджетных средств Правительству области следует провести полную инвентаризацию организаций и учреждений бюджетной сети, инвентаризацию всех областных программ, ревизию нормативно-правовых актов, затрагивающих расходную часть бюджета; по итогам этой работы - определить возможные резервы снижения бюджетных затрат и разработать порядок исполнения нормативных актов, не обеспеченных финансированием, включая, в случае целесообразности, их отмену. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области провести аналогичные мероприятия по выявлению дополнительных резервов экономии бюджетных средств.