3.1. Инспекция имеет право:
- проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием, а также объекты коммунального назначения обеспечивается согласием собственника и (или) проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению судебных органов, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан - совместно с представителями милиции или пожарной охраны;
- давать заключения и предписания собственникам жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также предприятиям любых форм собственности, их обслуживающим, и гражданам о результатах проведенных инспекционных обследований с определением конкретных мероприятий и сроков устранения выявленных недостатков и нарушений;
- осуществлять при проведении инспекционных обследований по поручению департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации области проверку наличия у предприятий всех форм собственности и граждан лицензий на проведение работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
- требовать от собственников подконтрольных объектов, предприятий, организаций и граждан, осуществляющих содержание данных объектов, необходимую для обследования документацию и информацию в порядке, установленном действующим законодательством;
- готовить представления в лицензионный центр строительной деятельности в Ярославской области об аннулировании или приостановлении действия лицензий за грубые или систематические нарушения физическими и юридическими лицами установленных правил и норм по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов;
-в установленном порядке рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
- вносить предложения в соответствующие органы о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
- проводить инспекционные обследования на основании заявлений, жалоб и обращений граждан, предприятий и организаций по вопросам содержания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также по вопросам, связанным с соблюдением правил предоставления услуг и соблюдения прав и законных интересов потребителей;
- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
3.2. Основанием для выполнения требований инспекции является письменное обоснованное предписание государственного жилищного инспектора. Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью и жизни граждан, или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копии которого направляются органам местного самоуправления муниципального образования Ярославской области по принадлежности.
В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:
- собственниками подконтрольных объектов;
- представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содержание подконтрольных объектов;
- представителями сторонних организаций, участвующих в инспекционном обследовании. В случае несогласия собственников (их представителей) подконтрольных объектов, представителей предприятий или граждан, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.
3.3. В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющей содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.
3.4. Отказ от подписания предписания не является препятствием для составления и выдачи его, взыскания финансовых санкций, а также выполнения работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании по срокам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответствующих финансовых санкций.
3.6. В случае уклонения стороны, допустившей нарушения в содержании жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, от выполнения требований, изложенных в предписании (акте), а также при невозможности взыскания финансовых санкций в связи с неплатежеспособностью инспекция от лица департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации области вправе обратиться для решения вопроса в суд в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Предписания, акты и протоколы после заполнения и регистрации являются документами строгой отчетности, заносятся в журнал учета выданных предписаний и актов.
Оформленные бланки предписаний и актов являются основанием для оформления счетов на оплату взыскиваемых финансовых санкций.