Недействующий

О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 годы (с изменениями на 10 июля 2001 года)

Таблица N 1

Темпы изменения объемов производства в разрезе отраслей
промышленности (%% к предыдущему году)

---------------------------------------------------------------------+
                  ¦1991 ¦1992¦1993 ¦1994¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1997 ¦РФ  ¦
                  ¦год  ¦год ¦год  ¦год ¦год  ¦год  ¦год  ¦в %  ¦1997¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦к    ¦к   ¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦1990 ¦1990¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦г.  ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Промышленность -  ¦97,4 ¦79,5¦86,4 ¦74,3¦82,6 ¦81,9 ¦106,6¦35,8 ¦48,6¦
всего             ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
в том числе:      ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Электроэнергетика ¦97,5 ¦91,5¦98,5 ¦94,3¦95,8 ¦87,4 ¦102,6¦71,2 ¦76,7¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Топливная         ¦95,5 ¦94,6¦85,3 ¦81,9¦94,4 ¦72,0 ¦109,4¦46,9 ¦68,2¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Химия и           ¦94,0 ¦79,6¦81,1 ¦52,7¦103,0¦106,0¦109,3¦38,2 ¦45,1¦
нефтехим.         ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Машиностроение и  ¦102,8¦75,1¦85,4 ¦75,3¦67,2 ¦67,7 ¦123,3¦27,8 ¦39,7¦
металлообработка  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Лесная и          ¦105,8¦91,1¦99,0 ¦64,3¦81,6 ¦75,1 ¦106,3¦40,0 ¦36,6¦
деревоорабатыв.   ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Промстройматериа- ¦96,2 ¦85,7¦92,8 ¦77,6¦109,7¦58,9 ¦82,1 ¦31,5 ¦35,2¦
лов               ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Легкая            ¦96,5 ¦75,0¦74,9 ¦63,7¦83,8 ¦85,6 ¦98,4 ¦24,4 ¦14,1¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Пищевая           ¦90,6 ¦76,2¦97,2 ¦79,1¦89,3 ¦93,2 ¦100,9¦44,6 ¦50,6¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Мукомольно-       ¦97,4 ¦88,4¦101,4¦90,3¦84,7 ¦93,0 ¦101,4¦63,0 ¦    ¦
крупяная          ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
---------------------------------------------------------------------+

Наиболее высокие уровни производства сохранили отрасли, продукция которых пользовалась относительно высоким спросом на внутреннем рынке.

Это электроэнергетика, где в 1997 году произведено энергоресурсов 71,0% от уровня 1990 года. Сохранение такого уровня обусловлено высокой энергоемкостью экономики из-за медленной технологической перестройки производства, поддержанием достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере, затратами энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение помещений с неполной производственной загрузкой.

В топливной промышленности, где 99,0% занимает нефтепереработка, выпуск продукции к 1990 году составляет 47,0%, в пищевой - около 50%.

Ведущая в прошлом отрасль промышленности - машиностроение и металлообработка имеет сегодня один из низких уровней производства в сравнении с 1990 годом - 28,0 %.

Ситуация в подотраслях еще сложнее. Объемы производства в станкостроительной промышленности упали до 10,0 %, в электротехнической - до 15,0 %, в приборостроении - до 16,0 %. Из множества причин глубины кризиса в этих производствах основными являются конкуренция импортных изделий, резкое падение спроса на инвестиционную продукцию, сокращение государственного заказа на военную продукцию.

Ведущей подотраслью машиностроения является автомобильная промышленность (дизелестроение). На ее долю и сегодня приходится почти половина стоимости продукции отрасли, в ней работает более 20 % всех занятых в промышленности. Спад производства за 1991 - 1997 годы составил 77,0 %. Кризис в автомобилестроении страны, сокращение рынков сбыта в бывших республиках СССР, не конкурентоспособность двигателей по качеству - вот не полный перечень причин состояния дизелестроения.

Минимальный уровень производства по сравнению с 1990 годом среди отраслей промышленности имеет легкая промышленность - 24,0 %. Эта отрасль с распадом СССР потеряла сырьевую базу в виде хлопка и шерсти из бывших среднеазиатских республик. Необходимость приобретать сырье по мировым ценам привела к росту цен на продукцию и сделала ее неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Кроме того, либерализация внешней торговли и приток импортной продукции, более дешевой и качественной, при сокращении внутреннего спроса привели к существенному ухудшению условий сбыта товаров отрасли в стране.

В несколько лучшей ситуации находятся предприятия химической и нефтехимической промышленности. И хотя в прошлом году выпуск продукции составил в сравнении с 1990 годом только 38,0 %, в отрасли, начиная с 1995 года, наблюдается устойчивая тенденция к росту производства.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов имеют темпы сокращения производства, соответственно, - 60,0 и 69,0 %. Работа этих отраслей связана с деятельностью строительного комплекса и зависит от инвестиционной активности экономики. Сегодня большинство инвестиций направляются на реконструкцию и модернизацию производства, при которых потребность в продукции этих отраслей минимальна.

Сопоставляя уровни производства по отраслям промышленности области с теми же показателями по России в целом (таблица N1) нужно отметить, что в стране, как и в области, наименьшие темпы спада в топливо-энергетических отраслях. Однако в области в силу сложившейся специализации (отсутствие продукции конечного спроса) сокращение произошло в машиностроительном комплексе.