Недействующий

     

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2000 года N 674

О Концепции государственной инвестиционной политики
Ярославской области на период с 2000 до 2003 года



В целях повышения инвестиционной привлекательности Ярославской области, улучшения инвестиционного климата на ее территории

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года.

2. Возложить координацию реализации функций государственной инвестиционной политики Ярославской области на управление инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (И.В.Абросимова).

3. Структурным подразделениям Администрации области оказывать всестороннюю поддержку и содействие управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области в реализации возложенных на него функций.

4. Управлению общественных связей, информации и печати Администрации области (Зарубина Н.Б.) в месячный срок обеспечить опубликование Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Сазонова А.Ю.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
А.И.Лисицын


Утверждена
постановлением
Губернатора области
от 06.10.2000 N 674

Концепция
государственной инвестиционной политики
Ярославской области на период с 2000 до 2003 года



1. Введение


Администрация Ярославской области, формируя свою инвестиционную политику на предстоящий период, исходит из того, что на ее основе сможет вывести область в лидеры и должна приложить максимум усилий для этого.

Главные цели инвестиционной политики Администрации Ярославской области:

- выявление наиболее эффективных объектов и направлений использования экономических ресурсов области, создающих основу для социальной стабильности и развития экономики региона;

- создание режима максимального благоприятствования инвесторам на территории региона путем создания правовых основ, экономических и организационных условий для привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику области;

- защита экономических интересов Ярославской области через систему государственного регулирования инвестиционной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций.

Главное содержание инвестиционной политики Администрации Ярославской области на 2000 - 2003 годы


Начало новой инвестиционной политики, отвечающей требованиям рыночной среды, в Ярославской области было положено в 1994 году с появлением в структуре исполнительной власти нового подразделения - департамента инвестиций и инвестиционной политики. Впервые с этого времени в понятие инвестиционной политики стало вкладываться не только определение объектов инвестирования, но и разработка технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников. При этом и источники, и инструменты инвестирования стали рассматриваться шире, нежели “федеральные лимиты капитальных вложений”. Наибольшие усилия в этой работе сконцентрированы не на получении инвестиции из государственных источников, а на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников и обеспечении финансовой самодостаточности региона.

К функциям инвестиционной политики теперь относятся такие, как комплексная экспертиза инвестиционных проектов и программ, формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ, формирование имиджа региона, информационное сопровождение инвестиций, ведение баз данных по инвестиционным предложениям и предложениям инвесторов, разработка региональных залоговых механизмов, реализация областных займов, создание благоприятного правового поля и режима работы для инвесторов, развитие бизнес - инфраструктуры для инвестиций. Качество выполнения этих функций определяет состояние инвестиционного климата региона.

2. Инвестиционный климат Ярославской области


Российские и зарубежные эксперты отмечают системный и комплексный подход, используемые при решении вопроса инвестиционной привлекательности региона, высокий уровень юридической проработки инвестиционного законодательства Ярославской области.

Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области колеблется в пределах 30 места из 89 субъектов РФ. По законодательным условиям для инвесторов Ярославская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Эксперты и инвесторы (как российские, так и зарубежные) отмечают, что это неплохое положение. В то же время отмечена возможность повышения инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено рядом причин, среди которых:

_ структура экономики региона с преобладающими в ней такими отраслями, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность;

- развитая инфраструктура и транспортная система Ярославской области, включающая в себя железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути сообщения;

- выгодное географическое расположение Ярославской области в наиболее освоенной и экономически развитой части Европейской территории России;

- наличие у Администрации области собственной региональной инвестиционной политики.

В то же время отмечено, что существуют ограничения в повышении инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено экономическим и техническим состоянием предприятий, высоким экологическим риском.

В настоящее время наблюдается обострение конкуренции регионов за привлечение инвестиций, во многих субъектах Российской Федерации накапливается новый опыт работы с инвесторами и предприятиями.

В связи с этим предлагается усилить работу по привлечению инвестиций путем расширения сети партнеров управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности администрации области по следующим направлениям:

- создание базы по объектам недвижимости, предлагаемым инвестору;

- обеспечение безопасности инвестиций; сопровождение реализуемых проектов;

- инвестиционный тренинг на базе предприятий, успешно реализующих инвестиционные проекты;

- муниципальный маркетинг (построить систему взаимодействия управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области с муниципальными образованиями путем создания центров развития муниципальных округов по опыту Центра некоммерческого партнерства в г. Переславль-Залесский, Фонда Возрождения Ростова Великого, Агентства Развития и Инвестиций “Золотое кольцо” Угличского муниципального округа);

- функции “обратной связи с инвестором”, формирования привлекательного имиджа региона, для чего необходимо предусматривать в том числе и бюджетное финансирование.

3. Основные тенденции в инвестиционной сфере Ярославской области


Анализ объемов, видов и источников инвестиций, поступивших в экономику области за период с 1994 по 2000 годы, позволяет сделать несколько выводов:

3.1. Невозможно выявить сколько-нибудь четко сложившиеся тенденции в сумме и структуре источников инвестиций, что отражает отсутствие в эти годы общегосударственной экономической политики и как одной из ее составляющих инвестиционной политики.

3.2. Общая сумма инвестиций в основной капитал по Ярославской области за указанный период существенно возросла (в сопоставимых ценах, особенно в 1999 году на 17%), что явилось результатом в большей степени активной инвестиционной политики на региональном уровне;

3.3. Сумма иностранных инвестиций сильно колеблется, заметно увеличение доли отечественных инвестиций (а точнее, собственных средств предприятий) и снижение доли иностранного капитала, поступающего в область; комментарии о том, хорошо это или плохо, будут даны ниже.

3.4. Рублевая составляющая иностранного капитала поступает преимущественно в виде взносов в уставный капитал, а валютная часть - в виде прочих инвестиций, в основном в виде кредитов.

3.5. При финансировании программ и проектов за четыре года увеличилась доля прочих (негосударственных) источников инвестирования (с 22% до 56%), что говорит об усилении новых механизмов и технологий в привлечении инвестиций.

3.6. В общей сумме инвестиций за анализируемый период увеличивается доля инвестиций, поступивших при оказании различных форм государственной поддержки (через государственную инвестиционную программу области) (с 4% до 20% в рублях, и с 53% до 68% в долларах), что означает усиление регулирующих функций государства в инвестиционной сфере на региональном уровне.

4. Приоритетные направления развития Ярославской области на 2000-2003 годы


4.1. Отраслевой аспект

В ближайшие годы действия Администрации области должны быть сфокусированы на основных стратегических вопросах. Государственная поддержка будет направлена в те области, которые имеют наибольший потенциал для развития и обеспечивают наибольшую бюджетную и социальную эффективность. Такими Администрация области определила перечисленные ниже направления.

4.1.1. Стимулирование и содействие расширению рынков сбыта Ярославских предприятий

Механизмы:

- содействие внедрению на предприятиях инновационных технологий, поддержание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности на территории области; в первую очередь эти условия определяются действующими на территории области законами: “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области”, “Об основах промышленной политики Ярославской области” и “О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 г.г.”, “О научно-технической политике Ярославской области”, "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", в которые будут вноситься изменения в соответствии с изменениями в экономике;

- координация со стороны органов власти взаимодействия с научными центрами и организациями, предложений Правительства Российской Федерации по конверсии предприятий;

- оказание первоочередной поддержки в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения инновационным, ресурсосберегающим и экспортно-ориентированным проектам;

- использование научного и технического потенциала региона путем взаимодействия малого предпринимательства и крупного производства, разделения сфер приложения их усилий: первые - разрабатывают и внедряют, вторые - серийно производят; обеспечение данной формы сотрудничества предприятий финансовыми средствами, прежде всего, путём развития венчурного финансирования;

- привлечение на территорию области из других регионов и стран компаний для развития отраслей, связанных с производством, продвижением и использованием наукоёмких продуктов; практическим инструментом реализации данного направления могут быть технико-внедренческие зоны экономического развития;

- использование механизма государственного заказа научным коллективам области;

- сохранение лидирующих позиций региона в применении новых информационных технологий в системе органов исполнительной власти;

- государственная поддержка развития экспортно-ориентированных производств и вхождения местных экспортеров в западную экономику, создание общественного совета по зарубежным рынкам и инвестициям, поддержка международных обучающих программ;

- продолжение осуществления областной программы “Качество”;

- закрепление первенства области в производстве авиационных двигателей на базе ОАО “Рыбинские моторы”; в производстве новых моделей шин ОАО “Ярославский шинный завод”; удерживание ведущих позиций по экспорту машиностроительной продукции на рынках Украины и Белоруссии;

- информатизация производственно-коммерческой деятельности, содействие государства использованию современных средств телекоммуникаций, позволяющих сторонам заключать торговые сделки и осуществлять платежи непосредственно в режиме реального времени.

4.1.2. Повышение качества жизни населения, качества здравоохранения, образования, усиление правопорядка, оздоровление экологической обстановки (обеспечение населения области питьевой водой нормативного качества; восстановление чистоты воздушной среды городов)

Механизмы повышения качества здравоохранения:

- существенное увеличение расходов областного бюджета на здравоохранение;

- профилактика младенческой и материнской смертности;

- приобретение нового современного оборудования, внедрение новых технологий в профилактике заболеваний и лечебно-диагностическом процессе;

- улучшение лекарственного обеспечения и усиление контроля качества лекарственных средств; регулирование цен на важнейшие медикаменты и разумную централизацию их закупок для нужд медицинских учреждений;

- реализация территориальной программы государственных гарантий на охрану здоровья населения;

- создание единой и экономически целесообразной сети учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения на территории области, увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций;

- концентрация современного медицинского оборудования в специализированных лечебных учреждениях;

- расширение рынка платных медицинских услуг;

- поддержка сети санаторно-курортных учреждений области;

- развитие массовой физической культуры и спорта;

- осуществление контроля за правильным и эффективным использованием бюджетных средств и средств фонда обязательного медицинского страхования, контроля качества и соблюдения правил предоставления медицинской помощи, совершенствования взаимодействия с федеральными структурами по вопросам организации медицинского обслуживания населения.

Механизмы обеспечения качества образования, адекватного современным потребностям общества:

- существенное увеличение расходов областного бюджета на образование;

- реформирование экономики образования (переход образовательных учреждений в статус самостоятельных хозяйствующих субъектов);

- формирование системы государственно-общественного управления образованием;

- квотирование мест в вузах для выпускников сельских школ;

- реструктуризация сети образовательных учреждений (особенно в сельской местности), оптимальная организация образовательного пространства каждого муниципального округа, обеспечение подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов к месту учебы.

Механизмы оздоровления экологической ситуации в области:

- государственная поддержка внедрения новых экологически безопасных технологий и проектов, модернизации технологических процессов, ужесточение контроля за применением неэтилированного бензина, строительство обводных дорог и транспортных развязок, государственное содействие и контроль за вводом в эксплуатацию на предприятиях области газоочистных установок; очищение водной среды (поверхностных и подземных вод) путем повышения мощности и качества очистных сооружений и строительства сетей ливневой канализации с очистными сооружениями на площадках промышленных зон; развитие национального парка “Плещеево озеро”, заказников и других уникальных природных объектов; осуществление мер по предотвращению возможных крупных техногенных аварий и профилактике здоровья населения, в частности решение гидрологической проблемы в г. Ростове, проблемы накопления донных отложений озера Неро, проблемы накопления кислых гудронов на Менделеевском нефтеперерабатывающем заводе.

Механизмы укрепления правопорядка:

- в целях координации и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка будет продолжена реализация программ “Борьба с преступностью”, “Повышение безопасности дорожного движения”, “Пожарная безопасность и социальная защита”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному оборочу”, “Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы”.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»