Недействующий

О концепции развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области (утратило силу)

Таблица 1
Состояние минерально-сырьевой базы Ярославской области
на 01. 01. 1996 г.
---------------------------------------------------------------------+

Месторождения,¦К-во¦Учтенные государст-  ¦Добыча ¦Остаток балансовых ¦
учтенные      ¦    ¦венным балансом,     ¦за 1995¦запасов на 01.01.96¦
балансом      ¦    ¦тыс. м3 по категориям¦год,   ¦г.                 ¦
              ¦    +---------------------¦тыс. м3+-------------------¦
              ¦    ¦А+В+С1     ¦    С2   ¦       ¦А+В+С    ¦   С2    ¦
--------------+----+-----------+---------+-------+---------+---------¦
       1      ¦  2 ¦     3     ¦    4    ¦   5   ¦    6    ¦    7    ¦
---------------------------------------------------------------------+
                          Керамзитовое сырье
Всего            4       9147               21,0     8035
а. разраба-
   тываемых      1       1527      -        21,0     444        -
б. разведанных
   резервных     3       7620      -        -        7591       -
                           Пески-отощители
Всего            1        617      -        -         617       -
                      Кирпично-черепичное сырье
Всего           20      32895,0            157,0    25027,0
а. разраба-
   тываемых      3      11752,0    -       157,0     5005,0     -
б. разведанных
   резервных    17      21143,0    -                20022,0     -
                           Пески силикатные
Всего            2      25329,0                     22161,0
а. разраба-
   тываемых      1       4714,0    -       122,6     1566,0     -
б. разведанных
   резервных     1      20615,0    -        -       20615,0     -
                          Пески строительные
Всего           14      60090,4    8331,0  1634,4   41105,6   8168,6
а. разраба-
   тываемых     10      36879,0    8331,0  1634,4   17894,2   8168,6
б. разведанных
   резервных     4      23211,4    -        -       23211,4     -
                      Песчано-гравийный материал
Всего           26     306496,6    1246,7  2643,4   188407,5   986,0
а. разраба-
   тываемых     17     284615,0    1246,7  2643,4   170437,0   986,0
б. разведанных
   резервных     9      21881,6    -        -        17970,5    -
                          Минеральные краски
   разведанное
   резервное     1         38,0    -        -           38,0    -
                 Сырье для известкования кислых почв
   разведанные
   резервные     6        204,0    -        -          204,0    -
                                 Торф
Всего          139     265862,0    1392,0            124578,0   1392,0
а. разраба-
   тываемых     38     228340,0    1392,0   346,3     87056,0   1392,0
б. разведанных
   резервных   101      37522,0    -        -         37522,0   -
                           Сапропель
а. разраба-
   тываемых      1     136132,6    -        -        136132,6   -
                     Подземные воды пресные
Всего           29        229,05   -         17,7    -          -
а. разраба-
   тываемых     12        105,4    -         17,7    -          -
б. разведанных
   резервных    17        123,65   -         -       -          -
                  Минеральные лечебно-столовые
Всего           18        1,4156   -        0,17198  -          -
а. разраба-
   тываемых     10        0,8476   -        0,17958  -          -
б. разведанных
   резервных     8        0,568    -        -          0,568    -
           Минеральные бальнеологического назначения
Всего           12        0,7832   -        0,06992  -          -
а. разраба-
   тываемых      9        0,5526   -        0,06992  -          -
б. разведанных
   резервных     3        0,2306   -        -          0,2306   -
                         Лечебные грязи
разведанное
резервное        1       1276,6    -        -         1276,6    -

Распределение выявленных месторождений на территории области неравномерное. Большинство учтенных Государственным балансом полезных ископаемых только крупных месторождений песчано-гравийного материала (с объемом запасов до 90%) расположено к юго-западу от г. Ростова, образуя Петровскую группу. Запасы песков строительных сосредоточены в районе г. Ярославля, а также приурочены к русловым месторождениям в Угличском, Рыбинском, Ярославском и Некрасовском районах.

На территории области действует 858 учтенных водозаборов пресных подземных вод, из которых ежесуточно отбирается около 80 тыс.куб.м/сут. подземных вод. Лишь 7,7% отбора подземных вод для нужд водоснабжения обеспечивается за счет утвержденных балансовых эксплуатационных запасов. Остальной отбор производится из исторически сформировавшейся системы многочисленных скважин, работающих на неутвержденных запасах и расположенных на территориях, где во многих случаях не соблюдаются зоны санитарной охраны. В области широко используются для разлива и реализации минеральные подземные питьевые воды и рассолы, которые применяются в лечебных учреждениях. Встречены минеральные лечебные воды Каспийского, Нижне-Ивкинского, Буйского, Ново-Ижевского, Угличского типа. Область их применения: лечение хронических гастритов, колитов, хронических заболеваний печени, желчевыводящих путей, хронических панкреатитов. Использование их возможно как для внутреннего курсового лечения в санаторно-оздоровительных учреждениях, так и для промышленного разлива. Для бальнеологических целей используются рассолы с минерализацией до 230 г/куб.дм, приуроченные к девонским, ордовикским отложениям. Применяются они для лечения хронических заболеваний нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов движения и гинекологических заболеваний. Приведенные сведения относятся к хорошо известным традиционным направлениям использования минерально-сырьевых ресурсов.

В недрах области могут присутствовать полезные ископаемые углеводородного сырья (специалистами оценены прогнозные ресурсы нефти в объеме 400 млн.т, в том числе извлекаемых 44млн.т, растворенного газа 5 млрд.куб.м, в том числе извлекаемого 0,5 млрд.куб.м), алмазов (выделена перспективная Пошехонская площадь), золота (возможно попутное извлечение его при разработке традиционных месторождений полезных ископаемых), гидроминеральных ресурсов (прогнозные ресурсы оценены в объеме 123,7тыс.куб.м/сут). Возможно также использование геотермальной энергии недр, прогнозные ресурсы которой составляют 12,86млрд.т условного топлива. Выявлены перспективы в обнаружении титан-циркониевых россыпей.

Для Ярославской области немаловажно предупреждение опасных геологических явлений на ее территории. Опасные геологические процессы - одна из многочисленных групп современных геологических процессов, приводящих к ухудшению качества, порче или разрушению зданий, сооружений и земельных угодий. В Ярославской области получили распространение такие из них, как: подтопление территорий, эрозия, оползание и обрушения волжских берегов и переработка берегов водохранилищ, и т.п.; в ряде случаев имеет место заболачивание, изменение состава и свойств грунтовых вод, проседания и просадки. Предупреждение проявления этих процессов - не только геологическая, но и важная социальная задача. Однако практическое решение данной задачи существенно осложняется весьма слабой изученностью территории Ярославской области с точки зрения активности развития экзогенных геологических процессов.

В геологической службе накоплен определенный опыт по осуществлению систематических наблюдений за состоянием геологической среды Ярославской области (наблюдения ведутся по некоторым пунктам более 20 лет). Сегодня эта система мониторинга включает 196 пунктов наблюдений.

С введением в действие Закона Российской Федерации "О недрах" начался процесс лицензирования права пользования недрами и платное недропользование. В настоящее время практически все крупные горнодобывающие предприятия и 15% водопользователей получили лицензии. Определенные трудности существуют по вопросам лицензирования организаций, разрабатывающих мелкие месторождения песка, песчаногравийного материала для строительства и содержания автодорог. Из -за отсутствия нормативно-правовой базы в необходимом объеме сложно решается вопрос о предоставлении лицензий на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (таких объектов насчитывается несколько десятков). Особенно опасную тенденцию в этом плане приобретает использование отработанных карьеров для образования свалок бытовых и промышленных отходов, без должного для этого обоснования и проведения специальных гидрогеологических исследований.

В сфере управления недропользованием сложился определенный круг проблем, решением которых занимаются многочисленные органы как федерального, так и областного подчинения. Таких как:

- несовершенство нормативно-правовой базы как областного, так и местного уровня; неэффективность и сложность существующей системы лицензирования;

- неполное использование контролирующими органами своих возможностей в обеспечении законности пользования недрами; Ярославское областное управление геологии и использования недр, ведающее в настоящий момент вопросами выдачи лицензий на право пользования недрами с трудом выполняет свои функции в сегодняшних обстоятельствах;

- неупорядоченность системы учета использования минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие учета реализации добытого сырья и контроля за ценами на это сырье. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы с целью ее воспроизводства практически сведено к нулю, так как отчисления на воспроизводство не доходят до организаций исполнителей (так, прекращены работы по ревизионному обследованию заброшенных и действующих карьеров и месторождений торфа);

- неизученность внутриобластного спроса на различные виды общераспространенных полезных ископаемых и спроса в областях, соседних с Ярославской, на добываемое в нашей области минеральное сырье;

3. Основные принципы, задачи и направления деятельности по развитию минерально-сырьевой базы и рациональному использованию недр Ярославской области.

Развитие минерально-сырьевой базы и использования недр в Ярославской области должно осуществляться в интересах нынешнего и будущих поколений населения территории области, для чего необходимо обеспечивать бережное и рациональное использование минеральных ресурсов и надежную защиту недр от загрязнения, особенно радиоактивными и токсичными отходами (ст. 35 закона "О недрах").

Основными принципами организации управления недропользованием на территории Ярославской области являются:

- организация взаимодействия (координация деятельности) федеральных органов власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления;

- использование эффективного сочетания экономико-правовых, административных, контрольных, экспертных и других методов управления;

- последовательное обеспечение платности и лицензионности недропользования (ст. 11, 39 закона "О недрах");

В задачи государственного регулирования недропользования входят:

- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

- применение - в пределах своей компетенции - платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья (ст.5, 6, 35 закона "О недрах");

- установление областных стандартов (норм, правил) и порядка их реализации в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием и охраной недр (ст. 35 закона "О недрах").

Для успешного развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области необходимо действовать в следующих направлениях.

3.1. Развитие нормативно-правовой базы для государственного управления недропользованием в Ярославской области.

Для эффективного государственного управления недропользованием следует в законодательном порядке определить :

- разграничение функций на основе координации деятельности между органами государственного управления недрами на территории Ярославской области;

- механизм целевого использования средств на воспроизводство областной минерально-сырьевой базы, геологическое изучение и рациональное использование недр области;

- порядок взимания платежей за право пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод местного значения;

- порядок выдачи лицензий на право пользования недрами регионального и местного значения;