ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 16 октября 1996 года N 251-п
О концепции развития и рационального
использования минерально-сырьевой
базы Ярославской области
_________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ярославской области
от 30 октября 2006 года N 250-а
_________________________
В целях рационального использования полезных ископаемых, государственного регулирования отношений недропользования на территории Ярославской области Правительство Ярославской области
постановляет:
1. Принять концепцию развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области (прилагается).
Просить Губернатора Ярославской области А.И.Лисицына утвердить принятую концепцию.
2. Развитие минерально-сырьевой базы осуществлять по следующим направлениям:
- создание областной нормативно-правовой базы, отвечающей современному уровню развития отношений недропользования;
- организация территориальных (областных) геологических фондов;
- формирование системы учета наличия и использования месторождений полезных ископаемых и комплексной оценки минерально-сырьевой базы области;
- налаживание системы лицензирования недропользования в области;
- составление областной комплексной программы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и организация мероприятий по ее своевременному и полному выполнению;
- тщательное изучение конъюнктуры спроса на имеющиеся в Ярославской области полезные ископаемые в субъектах РФ, соседствующих с Ярославской областью.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований не допускать на своих территориях недропользование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в нарушение Закона РФ "О недрах" без лицензий.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента по управлению государственным имуществом Правительства Ярославской области Фираго В.И.
Председатель Правительства
Ярославской области
В.А.Ковалев
Концепция
Развития и рационального использования
минерально-сырьевой базы Ярославской области
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ОБЛАСТИ
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.3. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.4. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР ОБЛАСТИ 3.5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР 3.6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАЛИЧИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ 3.7. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер минерально-сырьевой базы Ярославской области определяется положением ее территории в центре Московской синеклизы Русской платформы. Геологические работы в России долгое время в основном были сосредоточены в северных регионах, из-за чего геологическая изученность недр Ярославской области не отвечает потребностям современного развития хозяйственного комплекса области. Главная особенность минерально-сырьевой базы Ярославской области состоит в том, что ее основу составляет довольно широкий спектр общераспространенных полезных ископаемых (гравий, песок, разнообразные глины, торф, сапропель и др.), а также подземные воды. Все эти полезные ископаемые имеют большое значение для обустройства территории и могут быть основой для дальнейшего развития местной промышленности, продукция которой имеет большой спрос не только внутри области, но и за ее пределами. Хотя в недрах области пока не известны крупные месторождения нефти, газа, цветных и редких металлов, алмазов и золота, но геологическое строение не исключает их обнаружения и эффективного использования. Однако, проведение поисково-разведочных работ на эти стратегические виды минерального сырья потребует весьма значительных капиталовложений. Поэтому постановка таких работ возможна лишь в рамках соответствующих федеральных программ .
В настоящее время для развития минерально-сырьевой базы Ярославской области и рационального ее использования важно решить две позиции.
Первая состоит в упорядочивании использования общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях создания в самом ближайшем будущем предпосылок для пополнения бюджета области и бюджетов муниципальных округов. Для этого необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недропользовании в Ярославской области и совершенствование государственного управления им. Эти мероприятия не потребуют больших капиталовложений, но могут дать значительный эффект, увеличив на один-два порядка поступления в бюджет области и бюджеты ее муниципальных округов.
Вторая позиция заключается в более активном и целенаправленном участии области в федеральных программах поисково-разведочных работ и геологического изучения недр. Для этого необходимо выработать основы региональной политики участия в федеральных программах.
Цель настоящей концепции заключается в определении основных направлений развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области, совершенствование системы государственного управления недропользованием на территории области и организации в этой сфере взаимодействия с органами местного самоуправления.
В настоящее время на территории области действует несколько десятков относительно крупных предприятий по добыче твердых полезных ископаемых, учтено 330 хозяйствующих субъектов, ведущих эксплуатацию подземных пресных и минеральных вод более чем из 1500 скважин. Число недропользователей, разрабатывающих небольшие месторождения твердых полезных ископаемых, превысило 50.
В общей сложности, плата за право пользования минеральными ресурсами Ярославской области за 1995г составила 2,306 млрд.руб. (за 6 месяцев 1996г 1,314 млрд.руб.), 87процентов, перечислено в бюджеты районов и области.
Минерально-сырьевая база Ярославской области включает в себя месторождения полезных ископаемых, как уже выявленные в недрах, так и те, по выявлению которых имеются определенные перспективы. Выявлением месторождений и оценкой перспектив на минеральное сырье занимались предприятия как геологической отрасли, так и иной подчиненности, но связанные с геологическим изучением недр в различных целях (для дорожного строительства, мелиорации и т.п.).
Степень геологической изученности территории области в целом очень слабая и неравномерная. Систематических исследований территории области не проводилось более 20 лет.
К 70-м годам была проведена среднемасштабная геологическая съемка масштаба 1:200 000, решившая вопросы установившая основных закономерности размещения полезных ископаемых. Однако к настоящему времени воззрения на геологические процессы и явления во многом изменились либо устарели.
На сегодняшний день не существует единой информационной базы по наличию и использованию месторождений полезных ископаемых, находящихся на территории области. Частично сведения имеются в многочисленных разобщенных фондах, часть месторождений учтена балансом.
Ярославская область располагает значительными разведанными запасами общераспространенных полезных ископаемых. Эксплуатируются месторождения песчано-гравийного материала, песка строительного, глин кирпично-черепичных и керамзитовых, торфа, сапропеля и подземных вод хозяйственно-питьевого, лечебно-столового и бальнеологического значения (табл. 1).
Месторождения,¦К-во¦Учтенные государст- ¦Добыча ¦Остаток балансовых ¦
учтенные ¦ ¦венным балансом, ¦за 1995¦запасов на 01.01.96¦
балансом ¦ ¦тыс. м3 по категориям¦год, ¦г. ¦
¦ +---------------------¦тыс. м3+-------------------¦
¦ ¦А+В+С1 ¦ С2 ¦ ¦А+В+С ¦ С2 ¦
--------------+----+-----------+---------+-------+---------+---------¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
---------------------------------------------------------------------+
Керамзитовое сырье
Всего 4 9147 21,0 8035
а. разраба-
тываемых 1 1527 - 21,0 444 -
б. разведанных
резервных 3 7620 - - 7591 -
Пески-отощители
Всего 1 617 - - 617 -
Кирпично-черепичное сырье
Всего 20 32895,0 157,0 25027,0
а. разраба-
тываемых 3 11752,0 - 157,0 5005,0 -
б. разведанных
резервных 17 21143,0 - 20022,0 -
Пески силикатные
Всего 2 25329,0 22161,0
а. разраба-
тываемых 1 4714,0 - 122,6 1566,0 -
б. разведанных
резервных 1 20615,0 - - 20615,0 -
Пески строительные
Всего 14 60090,4 8331,0 1634,4 41105,6 8168,6
а. разраба-
тываемых 10 36879,0 8331,0 1634,4 17894,2 8168,6
б. разведанных
резервных 4 23211,4 - - 23211,4 -
Песчано-гравийный материал
Всего 26 306496,6 1246,7 2643,4 188407,5 986,0
а. разраба-
тываемых 17 284615,0 1246,7 2643,4 170437,0 986,0
б. разведанных
резервных 9 21881,6 - - 17970,5 -
Минеральные краски
разведанное
резервное 1 38,0 - - 38,0 -
Сырье для известкования кислых почв
разведанные
резервные 6 204,0 - - 204,0 -
Торф
Всего 139 265862,0 1392,0 124578,0 1392,0
а. разраба-
тываемых 38 228340,0 1392,0 346,3 87056,0 1392,0
б. разведанных
резервных 101 37522,0 - - 37522,0 -
Сапропель
а. разраба-
тываемых 1 136132,6 - - 136132,6 -
Подземные воды пресные
Всего 29 229,05 - 17,7 - -
а. разраба-
тываемых 12 105,4 - 17,7 - -
б. разведанных
резервных 17 123,65 - - - -
Минеральные лечебно-столовые
Всего 18 1,4156 - 0,17198 - -
а. разраба-
тываемых 10 0,8476 - 0,17958 - -
б. разведанных
резервных 8 0,568 - - 0,568 -
Минеральные бальнеологического назначения
Всего 12 0,7832 - 0,06992 - -
а. разраба-
тываемых 9 0,5526 - 0,06992 - -
б. разведанных
резервных 3 0,2306 - - 0,2306 -
Лечебные грязи
разведанное
резервное 1 1276,6 - - 1276,6 -
Распределение выявленных месторождений на территории области неравномерное. Большинство учтенных Государственным балансом полезных ископаемых только крупных месторождений песчано-гравийного материала (с объемом запасов до 90%) расположено к юго-западу от г. Ростова, образуя Петровскую группу. Запасы песков строительных сосредоточены в районе г. Ярославля, а также приурочены к русловым месторождениям в Угличском, Рыбинском, Ярославском и Некрасовском районах.
На территории области действует 858 учтенных водозаборов пресных подземных вод, из которых ежесуточно отбирается около 80 тыс.куб.м/сут. подземных вод. Лишь 7,7% отбора подземных вод для нужд водоснабжения обеспечивается за счет утвержденных балансовых эксплуатационных запасов. Остальной отбор производится из исторически сформировавшейся системы многочисленных скважин, работающих на неутвержденных запасах и расположенных на территориях, где во многих случаях не соблюдаются зоны санитарной охраны. В области широко используются для разлива и реализации минеральные подземные питьевые воды и рассолы, которые применяются в лечебных учреждениях. Встречены минеральные лечебные воды Каспийского, Нижне-Ивкинского, Буйского, Ново-Ижевского, Угличского типа. Область их применения: лечение хронических гастритов, колитов, хронических заболеваний печени, желчевыводящих путей, хронических панкреатитов. Использование их возможно как для внутреннего курсового лечения в санаторно-оздоровительных учреждениях, так и для промышленного разлива. Для бальнеологических целей используются рассолы с минерализацией до 230 г/куб.дм, приуроченные к девонским, ордовикским отложениям. Применяются они для лечения хронических заболеваний нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов движения и гинекологических заболеваний. Приведенные сведения относятся к хорошо известным традиционным направлениям использования минерально-сырьевых ресурсов.
В недрах области могут присутствовать полезные ископаемые углеводородного сырья (специалистами оценены прогнозные ресурсы нефти в объеме 400 млн.т, в том числе извлекаемых 44млн.т, растворенного газа 5 млрд.куб.м, в том числе извлекаемого 0,5 млрд.куб.м), алмазов (выделена перспективная Пошехонская площадь), золота (возможно попутное извлечение его при разработке традиционных месторождений полезных ископаемых), гидроминеральных ресурсов (прогнозные ресурсы оценены в объеме 123,7тыс.куб.м/сут). Возможно также использование геотермальной энергии недр, прогнозные ресурсы которой составляют 12,86млрд.т условного топлива. Выявлены перспективы в обнаружении титан-циркониевых россыпей.
Для Ярославской области немаловажно предупреждение опасных геологических явлений на ее территории. Опасные геологические процессы - одна из многочисленных групп современных геологических процессов, приводящих к ухудшению качества, порче или разрушению зданий, сооружений и земельных угодий. В Ярославской области получили распространение такие из них, как: подтопление территорий, эрозия, оползание и обрушения волжских берегов и переработка берегов водохранилищ, и т.п.; в ряде случаев имеет место заболачивание, изменение состава и свойств грунтовых вод, проседания и просадки. Предупреждение проявления этих процессов - не только геологическая, но и важная социальная задача. Однако практическое решение данной задачи существенно осложняется весьма слабой изученностью территории Ярославской области с точки зрения активности развития экзогенных геологических процессов.
В геологической службе накоплен определенный опыт по осуществлению систематических наблюдений за состоянием геологической среды Ярославской области (наблюдения ведутся по некоторым пунктам более 20 лет). Сегодня эта система мониторинга включает 196 пунктов наблюдений.
С введением в действие Закона Российской Федерации "О недрах" начался процесс лицензирования права пользования недрами и платное недропользование. В настоящее время практически все крупные горнодобывающие предприятия и 15% водопользователей получили лицензии. Определенные трудности существуют по вопросам лицензирования организаций, разрабатывающих мелкие месторождения песка, песчаногравийного материала для строительства и содержания автодорог. Из -за отсутствия нормативно-правовой базы в необходимом объеме сложно решается вопрос о предоставлении лицензий на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (таких объектов насчитывается несколько десятков). Особенно опасную тенденцию в этом плане приобретает использование отработанных карьеров для образования свалок бытовых и промышленных отходов, без должного для этого обоснования и проведения специальных гидрогеологических исследований.
В сфере управления недропользованием сложился определенный круг проблем, решением которых занимаются многочисленные органы как федерального, так и областного подчинения. Таких как:
- несовершенство нормативно-правовой базы как областного, так и местного уровня; неэффективность и сложность существующей системы лицензирования;
- неполное использование контролирующими органами своих возможностей в обеспечении законности пользования недрами; Ярославское областное управление геологии и использования недр, ведающее в настоящий момент вопросами выдачи лицензий на право пользования недрами с трудом выполняет свои функции в сегодняшних обстоятельствах;
- неупорядоченность системы учета использования минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие учета реализации добытого сырья и контроля за ценами на это сырье. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы с целью ее воспроизводства практически сведено к нулю, так как отчисления на воспроизводство не доходят до организаций исполнителей (так, прекращены работы по ревизионному обследованию заброшенных и действующих карьеров и месторождений торфа);
- неизученность внутриобластного спроса на различные виды общераспространенных полезных ископаемых и спроса в областях, соседних с Ярославской, на добываемое в нашей области минеральное сырье;
3. Основные принципы, задачи и направления деятельности по развитию минерально-сырьевой базы и рациональному использованию недр Ярославской области.
Развитие минерально-сырьевой базы и использования недр в Ярославской области должно осуществляться в интересах нынешнего и будущих поколений населения территории области, для чего необходимо обеспечивать бережное и рациональное использование минеральных ресурсов и надежную защиту недр от загрязнения, особенно радиоактивными и токсичными отходами (ст. 35 закона "О недрах").
Основными принципами организации управления недропользованием на территории Ярославской области являются:
- организация взаимодействия (координация деятельности) федеральных органов власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления;