Недействующий

Об Основных направлениях социально-экономической политики Ярославской области на 2000 - 2003 годы

3. Основные направления социально-экономической политики
Ярославской области на 2000 - 2003 годы


В результате осуществления рыночных преобразований в обществе утвердился новый тип социально-экономических отношений. Теперь необходимо обеспечить устойчивое развитие экономики, достаток и спокойствие населения области.

Главная задача социально-экономической политики Ярославской области в 2000 - 2003 годах состоит в достижении эффективного экономического роста, обеспечивающего повышение благосостояния населения и основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию экономики и повышении роли интеллектуального фактора развития экономики.

Исходя из этого, необходимо:

1. повышать инвестиционную привлекательность региона;

2. содействовать предпринимательству и создавать благоприятные условия для развития эффективных производств;

3. способствовать продолжению структурной перестройки экономики;

4. стимулировать процесс накопления человеческого капитала;

5. совершенствовать основы реализации экономических функций государства.

Комплекс мероприятий региональной социально - экономической политики, осуществляемой в рамках перечисленных направлений, должен способствовать решению стоящей перед областью задачи скорейшего, максимально возможного и устойчивого повышения благосостояния населения. Большинство из предлагаемых направлений будут направлены на комплексное решение проблемы. Так, развитие малого предпринимательства и экспортно-ориентированных производств будет способствовать не только повышению стабильности функционирования региональной экономики. За счет создания на таких предприятиях высокооплачиваемых рабочих мест будет активизироваться конечный спрос домашних хозяйств.

При таком подходе к решению проблемы становится возможным достижение мультипликативного эффекта, переводящего экономику области в совершенно иной режим функционирования (более высокий уровень доходов населения, иные пропорции процесса воспроизводства и размеры накопления). Важно только, чтобы масштабы преобразований оказались достаточными для достижения максимальной эффективности и необратимости этого перехода.

3.1. Повышение инвестиционной привлекательности региона

Финансовое обеспечение регионального развития  при сокращении централизованного финансирования приобретает в 2000-2003 годах новое содержание. Задача стоит не столько в получении и распределении средств из федерального бюджета, сколько в привлечении из разных источников дополнительных финансовых ресурсов и управлении их дальнейшим движением, сориентированным на удовлетворение областных нужд.

В этой связи, в условиях дефицита средств, требуется качественно новый подход к определению приоритетов регионального развития. Возникает необходимость перехода к реализации планомерной системы действий, определяющей региональную инвестиционную стратегию и политику. С этой целью в 2000 - 2003 годах должно быть завершено отделение полномочий по разработке и принятию инвестиционных решений в органах исполнительной власти от выполнения полномочий по оперативному регулированию деятельности хозяйственного комплекса региона.

Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории области

В первую очередь условия для работы инвесторов определяются действующим на территории области законодательством. В предыдущий период разработаны и приняты законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", "Об уполномоченных банках Администрации Ярославской области". В связи с изменением российского законодательства, с одной стороны, и требованиями инвесторов по обеспечению безопасности инвестиций и защите их прав, с другой стороны, в действующие законы будут вноситься дополнения и изменения, нацеленные на более полное удовлетворение интересов инвесторов.

Помимо совершенствования регионального законодательства, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков на территории области будет достигаться в процессе развития залоговых и страховых механизмов, наполнения залогового фонда региона, внедрения новых технологий обеспечения экономической безопасности инвестиций.

Получит новое наполнение работа по информационному сопровождению инвестиционной деятельности на уровне государственной власти. Кроме расширения имеющихся в областной Администрации баз данных по инвестиционным проектам и целевым программам, по предложениям инвесторов будут созданы новые информационные комплексы по обеспечению инвесторов всей необходимой для их деятельности информацией.

Необходимо предусмотреть улучшение системы работы с инвесторами, заключающееся в сокращении бюрократических процедур по принятию инвестиционных решений, в развитии системы партнерских связей Администрации области с организациями, продвигающими инвестиционные проекты и проводящими реструктуризацию предприятий области с целью их подготовки к приему и реализации инвестиций.

Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры

Особое внимание будет уделяться инновационным и ресурсосберегающим проектам - как стратегической основе экономического роста и повышения конкурентоспособности ярославской продукции. Получат поддержку проекты по развитию транспортной инфраструктуры и средств связи, использующие новые информационные технологии и прогрессивные технические средства. В качестве проектов, способствующих развитию бизнес-инфраструктуры и обеспечивающих приток инвестиций в другие сферы экономики области, будут поддерживаться институциональные преобразования в секторах земельного законодательства и внедрения новых финансовых технологий.

Путем предоставления государственных гарантий Администрации области, налоговых льгот, содействия в продвижении на региональном, федеральном и международном уровнях будет продолжена государственная поддержка инвестиционных проектов предприятий, включенных в государственную инвестиционною программу области. В 2000 - 2003 годах будут реализованы дополнительные формы государственной поддержки инвестиций в виде инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения реализации проектов и программ развития.

Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Ярославской области

Необходимо добиться качественно нового содержания и использовать новые технологии для представления Ярославской области на российских и международных инвестиционных форумах, выставках, при подготовке и распространении информационных материалов об ее экономическом и инвестиционном потенциале.

Для этих же целей будут использованы возможности российских представительств за рубежом, представительств Ярославской области в других регионах и государствах, представительств других областей, стран, компаний на территории Ярославской области.

3.2. Содействие предпринимательству и создание благоприятных условий для развития эффективных производств

Развитие малого предпринимательства

В среднесрочной перспективе развитие малого предпринимательства должно стать одной из важнейших составляющих экономического роста экономики области. Для отдельных территорий, имеющих напряженность на рынке труда и характеризующихся высокой степенью дотационности, эта составляющая может оказаться ключевой и практически безальтернативной.

Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу населения, в нашей области не превышает 7 единиц (против 35-70 в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки). Между тем, именно эта форма организации бизнеса придает устойчивость процессам экономического развития. Возможность обеспечения занятости населения, высокая мобильность и потенциально низкий уровень постоянных издержек - вот привлекательные стороны малого предпринимательства, определяющие его роль в восстановительной экономике.