____________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ярославской области
от 25 июня 2007 года N 214-а
____________________
Рассмотрев проект областной "Программы содействия занятости населения на 1995 год" и проект "Бюджета государственного фонда занятости по области на 1995 год", представленные областным комитетом занятости населения, Правительство области
постановляет:
1. Согласовать представленные областным комитетом занятости проект "Программы содействия занятости населения Ярославской области" и проект "Бюджета фонда занятости на 1995 год" (приложения 1,2,3).
2. Предложить Губернатору области внести проект "Программы содействия занятости населения Ярославской области на 1995 год" и проект "Бюджета фонда занятости на 1995 год" на рассмотрение Государственной Думы Ярославской области.
3. Рассмотреть в 1 полугодии 1995 года вопрос о реорганизации управления службой занятости населения Ярославской области.
Губернатор области
А.И.Лисицын
Приложение N1
к постановлению Правительства области
от 10.04.95 N 76
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Правительство Решением Ярославской
Ярославской области областной Государственной
___________________ Думы
"___"________199 г. _________________________
"___"__________199 г.
ПРОГРАММА
содействия занятости населения
Ярославской области на 1995 год
СОГЛАСОВАНО: ОБСУЖДЕНО:
Руководитель Федеральной Координационный комитет
службы занятости России содействия занятости
Ф.Т.Прокопов населения Ярославской
13 марта 1995 г. области
Протокол N 1
05 января 1995 г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения Ярославской области на 1995 год разработана с учетом экономической и демографической ситуации, состояния рынка труда и предусматривает комплекс мер, направленных на поддержку и социальную защиту трудоспособных граждан, находящихся под риском потери работы, и безработных, зарегистрированных в органах занятости.
Программа разработана на основе городских и районных программ содействия занятости населения на 1995 год, которые утверждены в местных исполнительных и представительных органах власти.
Показатели Программы рассчитаны исходя из прогнозной оценки рынка труда области, выполненной областной службой занятости.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1994 году, и предусматривает продолжение реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий, определенных Программой на 1994 год.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Итоги 1994 г.
Дальнейшее падение объемов производства, рост неплатежей между предприятиями и ряд других экономических причин усилили напряженность на рынке труда.
В 1994 году численность занятых в экономике области уменьшилась на 28 тыс.чел., или на 4,9%. Происходит дальнейшее сокращение занятых в государственном секторе.
Характерной особенностью рынка труда в 1994 г. являлось постоянное нарастание масштабов скрытой безработицы.
За период с января по сентябрь т.г. почти 29% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, науки и научного обслуживания пользовались вынужденными административными отпусками и 32% работников переводились на режим неполного рабочего времени. Ими не отработано 3,6% табельного фонда рабочего времени, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 20,4 тыс.человек.
Потери по причине остановки всего производства или отдельных цехов и участков на предприятиях составили 19,5% фонда рабочего времени, что равнозначно невыходу на работу ежедневно около 28 тыс.человек.
Работа предприятий в режиме неполного использования фонда рабочего времени и неполной выплаты заработной платы (последнее уменьшало налогооблагаемую базу для начисления страховых платежей) отрицательно сказалось на формировании государственного фонда занятости населения области.
В 1994 году планировалось получить взносов в размере 47300 млн.рублей, ожидаемое поступление - 21000 млн.руб. В декабре 1994 года Ярославская область стала дотационной из федеральной части фонда занятости.
В 1994 году увеличилось количество обращений незанятого населения в службу занятости в поисках работы. С начала года поставлено на учет 59,5 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, или в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 1993 года.
Сохраняется высокий уровень безработицы среди молодежи. На 1 декабря 1994 года органами занятости признано безработными 19,2 тыс.чел. в возрасте 16-29 лет, что составляет 34,5% от числа признанных безработными в 1994 году.
Остро стоит проблема трудоустройства женщин, доля которых среди зарегистрированных в текущем году безработных составляет 50,7%. Возросла безработица в сельской местности. С начала года число безработных на селе увеличилось в 1,6 раза, в то время, как в городской местности- в 1,1 раза.
Падение доходов населения усилило давление на рынок труда тех, кто ранее не претендовал на рабочее место - длительно не работающих граждан, пенсионеров.
По-прежнему в структуре незанятого населения велика доля уволившихся по причине текучести (66%).
Ограниченное наличие свободных рабочих мест и вакансий, несоответствие их профессионально-квалификационной подготовке лиц, ищущих работу, обуславливают увеличение средней продолжительности поиска работы до 6-8 месяцев. Численность граждан, являющихся безработными более 8 месяцев, составляет 30% от общего числа безработных.
Повышается уязвимость малых городов и поселков городского типа, в которых одно-два предприятия являются градообразующими. Высвобождение работников на данных предприятиях ставит в критическое положение локальные рынки труда.
Самый высокий уровень безработицы в Гаврилов-Ямском (11,9%) и Любимском (11,5%) районах. В 9 городах и районах уровень безработицы превышает 7%.
На 1.12.94 г.численность официально зарегистрированных безработных составила 49995 чел.,уровень безработицы по области-6,1%.
Реальное положение на рынке труда значительно сложнее за счет лиц, не обращающихся в службу занятости и ищущих работу самостоятельно.
Согласно обследованиям, проведенным статистическими органами, в службу занятости за помощью в подборе работы или консультацией обращается менее половины лиц, ищущих работу.
Прогноз на 1995 год.
Состояние экономики в области не дает предпосылок для сохранения существующего уровня занятости населения. Сокращение объемов промышленного производства предопределяет дальнейшее высвобождение работников предприятий.
Для 1995 года характерно сохранение негативных тенденций демографической ситуации в области. Из-за низкого уровня рождаемости и роста смертности сокращается численность населения. Согласно прогнозу Госкомстата России к концу 1995 года численность населения области уменьшится до 1444 тыс.человек. Неблагоприятное развитие процессов естественного движения населения способствует постарению населения. Численность лиц пенсионного возраста составляет 23,8% всего населения. На начало 1995 года численность трудовых ресурсов значительно не изменится, так как не предполагается уменьшение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а к концу года по прогнозам комитета по статистике оно несколько увеличится и составит 862 тыс.чел.
Несмотря на высокую долю занятых в экономике в структуре трудовых ресурсов (свыше 80%), число работающих сокращается. На начало 1995 года численность работающих не превысит 708 тыс.чел., а на конец года-687 тыс.чел. Уменьшение численности занятых будет происходить за счет сокращения числа работающих в фондосоздающих отраслях (приложение N 2). При этом не будет наблюдаться значительного увеличения в сфере услуг.
Предложение рабочей силы на рынке труда возрастет.
По прогнозной оценке в 1995 году численность граждан, не имевших или потерявших и ищущих работу составит 259 тысяч. Предполагается, что 123,2 тыс.будут находиться в самостоятельном поиске работы и трудоустроятся самостоятельно, клиентами службы занятости в 1995 году окажутся 135,8 тыс. ищущих работу. (приложение N 3).
В течение года в службу занятости обратятся 78,8 тыс.чел., из них будут признаны безработными 69,8 тыс.чел., в том числе которым назначено пособие по безработице 62,6 тыс.чел.
К концу 1995 года число безработных достигнет 80,9 тыс.чел., уровень безработицы 9,9%. При этом уровень безработицы в городах и районах будет неоднозначен (приложение N 4).
В условиях сокращения занятости и предполагаемого роста численности трудовых ресурсов и "скрытой" безработицы положение на рынке труда в 1995 году еще более обострится.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ОБЛАСТИ
В 1995 ГОДУ.
Основными задачами областной политики занятости в 1995 году являются:
- сдерживание увеличения уровня безработицы (с учетом ограниченных экономических и финансовых возможностей);
- обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу;
- смягчение последствий долговременной безработицы.
Приоритеты политики занятости в 1995 году:
- создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан;
- увеличение масштабов общественных работ и временной занятости;
- совершенствование подготовки и усиление финансовой поддержки в сфере развития частного предпринимательства, развития самозанятости;
- организация и проведение опережающего переобучения и переподготовки, в т.ч. персонала, находящегося под риском увольнения;
- оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработным гражданам и незанятому населению, молодежи и персоналу предприятий, находящемуся под риском увольнения;
- поддержка городских (районных) мероприятий содействия занятости, где уровень безработицы выше среднего по области;
- введение механизма финансовой поддержки работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профпереподготовку персонала;
- социальная защита работников, к которым применяются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
1. АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА:
1. Трудоустройство, общественные работы, временная занятость
Содействие трудоустройству включает следующие основные услуги, предоставляемые службой занятости:
- информирование:
а) населения о возможности трудоустройства;
б) работодателей о профессиональном и квалификационном составе безработных, ищущих работу;
- создание Клубов ищущих работу и др.
При содействии службы занятости будет предоставлена работа 13,2 тыс.чел.
В рамках оказания помощи трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, в 1995 году предполагается:
- создание специализированных рабочих мест для инвалидов;
- расширение практики трудоустройства несовершеннолетних граждан на временные работы;
- решение вопросов занятости лиц, уволенных из Вооруженных Сил, вернувшихся из мест лишения свободы и др. категорий.
В целях предоставления безработным гражданам возможностей для временной занятости в период поиска постоянного места работы организуются общественные работы и иные формы временной занятости.
В течение года к общественным работам будет привлечено 2,85 тыс.чел.
2.Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе.
Предусматривается:
- информационно-разъяснительная и консультационная работа с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело;
- обучение безработных граждан основам предпринимательства;
- дальнейшее развитие сети бизнес-инкубаторов;
- оказание финансовой поддержки безработным на стадии становления собственного дела.
3.Профессиональное обучение.
В 1995 году основу политики в области профессионального образования составят:
- дальнейшее совершенствование учебной и материально-производственной базы. Расширение взаимодействия на конкурсной основе с частно-коммерческими образовательными структурами. Оказание образовательным учреждениям необходимой научно-методической помощи и осуществление контроля за качеством обучения;
- обеспечение и планирование программно-целевого подхода к различным социальным группам незанятого населения, выбор обоснованных направлений их подготовки и переподготовки;
- обеспечение преемственности обучения с учетом рынка труда и навыков трудовой деятельности;
- оказание услуг работодателям в организации опережающего обучения;
- развитие модульного принципа и дуального подхода к содержанию обучения, обеспечение многовариантности форм и методов обучения;