ПОДПРОГРАММА N 2
Профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка,
повышение квалификации незанятого населения
(организация профориентационной работы: развитие системы
профессионального обучения и переподготовки безработных
граждан; развитие и укрепление учебно-материальной и
производственной базы).
Одним из основных направлений активной политики занятости являяяется повышение качества рабочей силы путем развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. Профессиональное обучение призвано обеспечивать повышение трудового потенциала заселения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей.
Поэтому в 1994 г. особое внимание будет уделено созданию и совершенствованию гибкой системыпрофессионального обучения, ориетированной на трудоустройство безработных граждан и незанятого населения.
Основу политики в области профессионального обучения в 1994 г. составят:
- удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путем предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии, специальности и возможностей участия в эффективных программах обучения;
- формирование социального заказа на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, а также участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня;
- приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите: лиц, продолжительное время не имеющих работы, молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, беженцев, военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей;
- содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и других форм самозанятости населения;
- оказание услуг работодателям и гражданам в области опережающего профессионального обучения;
-----------------------
* в дальнейшем именуется "профессиональное обучение" .
10.
- разработка комплекса мер, направленных на динамичное раз витие системы профессиональной ориентации, адекватной потребности рынка труда;
- развитие и совершенствование справочных и информационных услуг населению и работодателям, предоставляемых на основе банков данных по профессиям;
- применение модульного принципа формирования содержания обучения, многовариантности и гибкости форм, методов и средств обучения;
оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению.
Исходя из целей и задач профессионального обучения в 1994 году планируется осуществить следующие меропрития:
-----------------------------------------------------------------
NN Срок Ответственные
пп Наименование мероприятий исполнения за исполнение
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
1. Профориентация и психологическая помощь высвобождаемым
работникам и незанятому населению.
1.1. Разработать и опробировать област- В течение Администрация
ную модель профориентации, для че- года области, Ярос-
го: подготовить нормативно-распоря- лавский город-
дительную документацию: положение о ской центр
порядке проведения профриентацион- профориента-
ной работы в области; программу ции, Ассоциа-
профориентационной работы на 1994 ция "Проф-
год и на перспективу, осуществить центр", коми-
мероприятия по созданию Ярославско- тет занятости
го областного центра профориентации населения
и психологической поддержки населе- области
ния.
1.2. Создать центры профориентации в 1 квартал Администрации
г.г. Ростове и Переславле-Залесском 1994 г. городов, го-
родской центр
профориента-
ции, Ассоциа-
ция "Проф-
центр"
1.3. Одновременно с развитием областной В течение Городской
модели в 1994 году продолжить прак- года центр проф-
тическую работу с различными кате- ориентации,
гориями населения по следующим нап- обл.комитет
равлениям: занятости
- проведение индивидуальных кон- населения,
сультаций; обл.комитет
- профотбор для специальностей, социальной
предъявляющих особые требования к защиты
психофизическим качествам челове-
ка;
- определение профессиональной
перспективы при обучении предпри-
нимательству и открытию собствен-
ного дела;
.
11.
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
- подготовка психологических порт-
ретов для работодателей.
1.4. Диагностика профессиональных воз- Постоянно Обл.комитет,
можностей и содействие выбору опти- городские и
мальной специальности; социаль- районные
но-психологическая адаптация и реа- центры заня-
билитационные формы работы; кон- тости населе-
сультирование по выбору оптимальных ния, Ярослав-
форм обучения или переподготовки. ский город-
ской центр
профориен-
тации
1.5. Проводить работу по созданию на ба- В течение Администрации
зе школ, межшкольных учебно-произ- года городов и рай-
водственных комбинатов и профессио- онов, департа-
нальных учебных заведений центров мент образова-
трудовой адаптации молодежи. ния и воспи-
тания, депар-
тамент профес-
сионального
обучения и
подготовки
кадров
1.6. Организовать изучение и анализ про- 1 квартал Департамент
фессиональных интересов и намерений 1994 г. образования
учащихся 9-11 классов общеобразова- и воспитания,
тельных школ области, разработать Ярославский
прогноз их распределения по каналам городской
профессионального обучения и трудо- центр проф-
устройства в 1994 году. ориентации
1.7. Организовать обучение работников В течение Комитет
службы занятости, ведущих прием года занятости
граждан, основам профессионального населения
консультирования, оказанию психоло- области
гической помощи безработным.
1.8. Во взаимодействии с предприятиями и В течение Администрации
на основе полученной от них инфор- года городов и рай-
мации о предполагаемом массовом онов, предприя-
высвобождении работников, проводить тия и организа-
в трудовых коллективах предвари- ции, центры
тельную работу по выяснению возмож- занятости
ности их переподготовки и дальней- населения
шего трудоустройства до расторжения
трудового договора.
1.9. Организация работы с безработными Постоянно Центры
гражданами по выявлению желающих и занятости
способных заняться предприниматель- населения,
ской деятельностью или создать Ярославский
собственное дело, оказание им кон- городской
сультативной помощи. центр проф-
ориентации,
социально-
предпринима-
тельский
центр.
.
12.
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
1.10. Продолжить организацию и проведение Постоянно Центры
специализированных курсов по психо- занятости
логической перестройке сознания, населения,
адаптации и профессиональной ориен- Ярославский
тации безработных в условиях пере- городской
ходного периода. центр проф-
ориентации
1.11. Информационное обеспечение населе- Постоянно Обл.комитет,
ния о возможностях и условиях про- городские
фессиональной подготовки и перепод- и районные
готовки безработных граждан. центры
занятости
населения,
средства мас-
совой инфор-
мации.
2. Организация работы по профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению квалификации высвобождаемых
работников и незанятого населения.
2.1. В целях своевременной и качественнойПостоянно Администрации
подготовки специалистов из числа городов и рай-
безработных, обеспечить оперативную онов области,
и перспективную информацию о струк- руководители
турных изменениях в различных сек- предприятий и
торах экономики по регионам области. организаций
всех форм
собственности.
2.2. В кредитных договорах при выделении Постоянно Комитет заня-
средств на создание дополнительных тости населе-
рабочих мест предусматривать их кво- ния, руководи-
тирование для трудоустройства безра- тели предприя-
ботных, проходящих или закончивших тий и органи-
профессиональную подготовку. заций.
2.3. Обеспечить право в приоритетном по- Постоянно Комитет, цент-
рядке пройти профессиональную подго- ры занятости
товку безработным по истечении срока городов и
выплаты пособия. Особое внимание при районов.
этом уделить слабозащищенным группам
населения: инвалидам, женщинам, мо-
лодежи, беженцам, вынужденным пере-
селенцам, лицам, уволенным из Воору-
женных Сил и членам их семей.
2.4. В целях ликвидации имеющегося несоот-1 квартал Департамент
ветствия квалификации безработных и 1994 г. профессио-
потребностей рынка труда, определить нального обра-
учебные заведения и организовать в зофания и под-
низ целенаправленную работу по повы- готовки кадров,
шению квалификации безработных. комитет заня-
тости населе-
ния области.
.
13.
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
2.5. В деятельности по развитию самозаня- Постоянно Комитет заня-
тости, организации надомного труда тости населе-
граждан, обеспечить взаимодействие с ния, комитет
обществами инвалидов, организациями социальной
типа молодежного творческого объеди- защиты.
нения "Младена", Ярославского моло-
дежного центра народных промыслов и
т.п. в целях использования их учеб-
но-материальной базы для подготовки
безработных, в первую очередь из
числа слабозащищенных слоев населе-
ния, особенно в районных центрах и
рабочих поселках области.
2.6. Продолжить работу договорных отноше-Постоянно Комитет
ний службы занятости, учебных заве- занятости
дений и предприятий-заказчиков для населения.
проведения индивидуального обучения
по договорам с предприятиями с га-
рантией трудоустройства при условии
выполнения договора по уровню подго-
товки обучаемых.
2.7. Провести эксперимент по индивидуально 1994 годаДепартамент
ориентированному обучению на базе профессиональ-
профессиональных учебных заведений N ного обра-
6 г.Переславля, N 16 г.Ростова. зования и
подготовки
кадров, коми-
тет занятости
населения.
2.8. Организовать работу по внедрению ин- 1994 год Департамент
новационной деятельности при разра- профессиональ-
ботке экспериментальных планов и ного образова-
программ по вновь вводимым професси- ния и подготов-
ям в 6 средних специальных учебных и ки кадров
11 профессиональных учебных заведе-
ниях.
2.9. Подготовить открытие групп в профес- 1994 год Департамент
сиональных учебных заведениях для профессиональ-
молодежи, имеющей недостатки в умс- ного образова-
твенном и физическом развитии: ния и подготов-
а) для имеющих легкую степень де- ки кадров
бильности - на базе профессио-
нального учебного заведения N
4 г.Рыбинска
б) для слабослышащих - на базе
профессионального учебного
заведения N 31 г.Ярославля.
.
14.
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
2.10. Организовать не менее 30 групп пе- 1994 г. Департамент
дагогической поддержки для подрост- профессиональ-
ков, не имеющих основного образова- ного образова-
ния, на базе профессиональных учеб- ния и подготов-
ных заведений N 10, 11, 14, 34, 44 ки кадров.
45 с дотацией из местных бюджетов.
3. Развитие и укрепление учебно-материальной и
производственной базы для организации профессиональной
подготовки незанятого населения.
3.1. Продолжить работу по созданию банка Постоянно Комитет
учебных заведений, подразделений занятости
предприятий, частно-коммерческих населения
организаций и заключению с ними
договоров на профессиональное обу-
чение высвобождаемых работников и
незанятого населения.
3.2. В целях улучшения качества профес- В течение Департамент
сиональной подготовки молодежи и года профессиональ-
других категорий безработных, ного образова-
рассмотреть возможности создания в ния и подготов-
регионах области интегрированных ки кадров.
учебных заведений на базе ПТУ и
средних специальных учебных заве-
дений по приоритетным отраслям
экономики области.
3.3. В целях дальнейшей активизации ра- Постоянно Комитет
боты по развитию предприниматель- занятости
ства, развития малого и среднего населения
бизнеса, совершенствовать формы и
методы работы социально-предприни-
мательского центра, взаимодействия
с ним, оказывать необходимую орга-
низационную и учебно-методическую
помощь.
3.4. С учетом потребностей рынка труда, Постоянно Департамент
производства и учебных заведений, профессиональ-
периодически рассматривать целесо- ного образова-
образность переориентации профес- ния и подготов-
сиональных учебных заведений на ки кадров,
целевую подготовку рабочих и дру- центры занятос-
гих категорий временно незанятого ти населения,
населения. администрации
городов и ра-
йонов.
3.5. В целях создания дополнительных ра- В течение Департамент
бочих мест создать хозрасчетные года профессиональ-
участки на базе ПТУ (ателье по по- ного образова-
шиву одежды, салоны-парикмахерские ния и подготов-
и т.п.) с реализацией продукции ки кадров.
через собственные магазины.
.
15.
-----------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-----------------------------------------------------------------
3.6. Выступить учредителями и создать в 1994 год Администрации
городах и районах области на базе городов и рай-
одного и профессиональных учебных онов, департа-
заведений (ПТУ, колледжи, учеб- мент професси-
но-курсовые комбинаты и т.п.) го- онального обра-
родские и районные центры профори- зования и подго-
ентации, профконсультирования, товки кадров,
профессиональной подготовки и пе- центры заня-
реподготовки и повышения квалифи- тости населения
кации безработных, высвобождаемых
работников и других категорий
незанятого населения.
3.7. Продолжить создание и совершенствова- В течение Мэрия г.Ярос-
ние в г.Ярославле Учебного центра года лавля, Ярослав-
профессиональной переподготовки на ский политех-
гражданские специальности военнос- нический инсти-
лужащих, уволенных с действитель- тут, Международ-
ной службы в связи с сокращением ный университет
Вооруженных Сил Российской Федера- бизнеса и новых
ции. технологий,
Ярославский
завод экспе-
риментальных
строительных
конструкций.
.