Система жилищного финансирования в дореформенный период в своей основе имела централизованное распределение бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его последующего бесплатного предоставления гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство в тот период составляла 80-85%.
90-е годы XX века характеризуются следующими показателями строительства жилья в области:
объемы ввода жилья за счет всех источников финансирования постоянно падали и лишь в последние 3 года падение замедлилось, так как показатель ввода находится в «низшей критической» точке,
объемы капитальных вложений в строительство жилья из средств бюджета области и местных бюджетов также постоянно снижались и уменьшились в последние годы до практически нулевой отметки,
количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшилось незначительно и составляет по области около 70 тысяч семей.
Таким образом, проблема обеспечения граждан жильем в настоящее время в области обострилась.
Отметим следующие моменты, важные для понимания необходимости внедрения системы долгосрочного жилищного кредитования:
- в процессе приватизации образовался значительный слой собственников жилья;
- строительные организации не имеют возможности увеличивать объемы строительства нового жилья из-за отсутствия источников финансирования, хотя мощности строительного комплекса в значительной степени сохранились;
- большое количество жилья физически и морально устарело и требует замены (ветхий и аварийный фонд);
- граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, сегодня не имеют возможности приобрести жилье за счет собственных или заемных средств.
Сложившуюся проблемную ситуацию возможно разрешить на основе развития системы долгосрочного жилищного кредитования, которая могла бы дать приток новых средств на рынок жилищного строительства и сопряженные с ним сектора промышленности.