ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 21.01.98 № 3-П
О Концепции и Программе развития и поддержки страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы
_________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 29.01.2004 № 19-П
_________________________
Заслушав и обсудив информацию о Концепции и Программе развития и поддержки страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию развития страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить Программу развития и поддержки страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы согласно приложению № 2.
3. Министерству экономики и инвестиционной политики области (Степанов А.А.), министерству промышленности области (Калиниченко А.В.), комитету по делам ГО и ЧС при Правительстве области (Рабаданов А.Н.) и Средне-Волжскому округу Федерального горного и промышленного надзора Россия (Соколов И .А.) обеспечить проведение обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, министра экономики и инвестиционной политики области Степанова А.А.
Губернатор, Председатель
Правительства области
Д.Ф.Аяцков
Приложение № 1
к постановлению
Правительства области
от 21.01.98 № 3-П
КОНЦЕПЦИЯ
развития страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы
Страхование является одним из основных элементов финансовокредитного механизма и имеет важное значение для развития экономики, социальной сферы , рационального использования материальных и финансовых ресурсов, способствует экономической защите интересов и безопасности предпринимательства, становлению и развитию рыночных отношений.
Смена политического и финансового курса развития страны потребовала новых подходов в политике государства на страховом рынке. Были созданы условия для совершенствования действующих и введения новых видов страхования, произошло расширение ответственности страховых организаций за счет увеличения перечня рисков, дробления их по желанию страхователя, повышения уровня страхового обслуживания. В основе государственного регулирования страховой деятельности лежат требования по соблюдению законодательства о страховании, лицензированию новых страховщиков, контролю за финансовой устойчивостью и прекращению деятельности недобросовестных компаний. Кроме экспертного совета по страхованию при Правительстве области, созданного для координации деятельности страховых компаний, осуществляющих свою работу на территории Саратовской области, необходимо создание Саратовской инспекции Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Промышленный спад, проблема неплатежей в народном хозяйстве, критическое финансовое положение предприятий-страхователей, инфляция, низкий уровень платежеспособности населения, неустойчивое законодательство, банкротство некоторых банков и финансовых организаций, существенно подорванное доверие населения к финансовым институтам, требуют развития страхового рынка области как важного фактора стабилизации экономики области и повышения доверия деловых кругов и населения к финансово-кредитному сектору.
В настоящее время на страховом рынке области функционируют около 60 страховых компаний, имеющих многочисленные филиалы и отделения. Однако в деятельности многих страховых обществ выявились отрицательные стороны. Среди них: отсутствие должного контроля за использованием средств, состоянием баланса и страховых резервов, проблемы привлечения высококвалифицированных специалистов. Некоторые общества берутся за проведение всех видов страхования, не имея ни финансовой, ни профессиональной возможности обеспечить высокое качество и надежность услуг. В связи с чем, доверие деловых кругов и населения к страховым компаниям заметно снижается. Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению, а также определение рейтинга надежности страховых компаний с тем, чтобы потенциальные страхователи могли ориентироваться на страховом рынке, избирая для страхования ту или иную компанию. Видимо, также следует ввести и широко публиковать списки страховщиков, нарушающих те или иные правила и условия страховой деятельности.
Спад промышленного производства, старение производственных фондов делает проблематичным их модернизацию за счет собственных средств предприятий и бюджета. В связи с этим, важнейшим фактором инвестиций становятся в этих условиях свободные активы и резервы страховых компаний. Сегодня этот инвестиционный потенциал используется крайне не активно. Причина заключается, прежде всего, в недооценке роли и места страхового сектора со стороны государства при определении стратегических приоритетов формирования инвестиционных ресурсов. Для мобилизации возможных инвестиционных ресурсов нужна целенаправленная государственная политика, в том числе строгий государственный контроль за инвестиционной деятельностью страховщиков путем участия представителей Правительства области в работе контролирующих органов, предоставления льгот и гарантий на долгосрочные инвестиции, поддержка и стимулирование долгосрочных видов страхования.
В условиях рыночной экономики, укрепления бюджетного федерализма, в целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, контролируемости их расходования возникает необходимость повышения гарантий целевого использования и возвратности средств, направляемых Правительством области на кредитование различных субъектов народно - хозяйственной деятельности области. 0дним из эффективных способов достижения этой цели является развитие страховой защиты средств, выделяемых из бюджета Саратовской области.
Приток страховых компаний субъектов Российской Федерации на областной рынок страховых услуг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательному фактору деятельности 'указанных страховых компаний на территории области можно отнести тот факт, что в большинстве случаев, являясь представителями мощных страховых организаций, они ставят областные страховые компании в неравные условия и постепенно вытесняют их с рынка. Однако, учитывая их стабильное положение на рынке страховых услуг, устойчивое финансовое состояние, Правительство области, взаимодействуя со страховщиками, должно предъявлять ряд условий для организации работы этих компаний:
1. Создание территориальных областных филиалов страховых компаний, являющихся плательщиками налогов в областной, местный бюджеты и областные и местные внебюджетные фонды.
2. Заключение договора с Правительством области о принципах сотрудничества, в которых должны быть оговорены:
- приоритетные размещения страховых резервов па территории области,
- участие в финансировании инвестиционных региональных программ,
- реализация и финансирование предупредительных мероприятий на территории Саратовской области.
Одним из сегментов страхового рынка является организация и проведение обязательного страхования. Реально оценивая сегодняшний уровень страховой культуры следует признать, что некоторые виды обязательного страхования государство должно ввести в принудительном порядке. Наиболее четко связь между государственным регулированием и обязательным страхованием просматривается по обязательности заключать договоры страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, нанимателей при строительстве зданий, экологических рисков, производителей и перевозчиков особо токсичных химических веществ и других. Государство должно определять условия и виды обязательного страхования, исходя из общественных интересов.
В условиях переходного периода к рыночной экономике законодательство о страховании сельскохозяйственного производства должно предусматривать оптимальное сочетание обязательной и добровольной форм страхования. При этом в ближайшие три года приоритетным должно быть обязательное страхование сельскохозяйственного производства с одинаковыми условиями для всех категорий хозяйств и охватом всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, независимо от форм собственности.
Причем, при выборе страховой организации по проведению того или иного обязательного вида страхования, прежде всего должны учитываться надежность, опыт и качество предлагаемых ею услуг. Для выявления лучших страховых компаний по конкретным ( в том числе и обязательным) видам страхования, привлечения дополнительных средств в областные инвестиционные программы, усиления контроля за страховыми институтами на территории области, а также пополнения Внебюджетного фонда Правительства области вводится статус агента Правительства области по страхованию.
Необходимо обратить особое внимание на низкий уровень страховой защиты многочисленных рисков, связанных с производством и эксплуатацией основных фондов. Постоянно существует опасность их гибели или частичного уничтожения от огня, воды, стихийных бедствий и других опасностей. Учитывая, что сегодня предприятия находятся в нестабильном финансовом положении, нанесенный ущерб может оказаться для многих из них невосполнимым. Бюджеты же в силу их дефицитности нельзя рассматривать как систематический источник покрытия ущербов. Кредит же обойдется производителю гораздо дороже страхования. Эти обстоятельства и предполагают развитие страховой инфраструктуры, связанной с размещением страховых рисков среди нескольких страховых организаций, разработку методологии и тарифов по нестандартным страховым рискам.
На страховом рынке области не существует разделения функций страховщиков и перестраховщиков. Операции по перестрахованию активно осуществляют крупные общенациональные страховые компании. Ориентируясь на общепринятые принципы организации страхового рынка, уже сейчас необходимо начать формирование института профессиональных перестраховщиков.
Решить комплекс поставленных проблем может введение четкого законодательства, плотное сотрудничество органов местного самоуправления области и страховых компаний области, участие страховых организаций области в областных и муниципальных комплексных программах, которое должно привести к высвобождению дополнительных денежных средств, которые могут быть направлены на финансирование этих программ.
Приложение № 2
к постановлению
Правительства области
от 21.01.98 № З-П
ПРОГРАММА
развития и поддержки страхового рынка Саратовской области
на 1998-2000 годы
Программа развития и поддержки страхового рынка Саратовской области на 1998-2000 годы разработана на основе Государственной Программы поддержки страхового рынка России с адаптацией для местных условий.
Принцип ее реализации - использование механизма страхования как эффективного средства управления экономикой.
Исполнители мероприятий
Правительство Саратовской области, страховые компании агенты Правительства области по страхованию.
Цель Программы
Формирование государственных приоритетов в развитии страхового рынка области как одного из ведущих финансовых секторов формирующейся рыночной экономики, включая инвестиционные проекты.
Задачи Программы
Создание финансово кредитных н инвестиционных механизмов в экономике области посредством формирования новых источников финансирования государственных социальных программ и затрат по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций с использованием страховых институтов:
создание системы страховой защиты населения через проведение социально значимых видов страхования, пользующихся приоритетной поддержкой Правительства области;
использование механизма страхования для внебюджетного финансирования затрат на восстановление уничтоженного (поврежденного) государственного имущества;
поддержка региональных страховых организаций;
поддержание деловой и инвестиционной активности страховых организаций, развитие конкуренции на страховом рынке;
целенаправленное формирование системы;
административной и общественной поддержки страхования;
формирование новых методов стимулирования страховой деятельности;
повышение эффективности и доступности страховой защиты для населения;
создание правовых, экономических и организационных условий, необходимых для решения областных задач в обеспечении страховой защиты населения и субъектов предпринимательской деятельности;
привлечение через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем области;
получение значительных дополнительных поступлений в виде налогов от деятельности страховых компаний;
привлечение средств страховых компаний в инвестиционные проекты;
использование системы страхования для укрепления доверия иностранных инвесторов и привлечения иностранных капиталовложений;
проведение долгосрочного страхования жизни граждан для решения социальных и демографических проблем;
использование системы страхования для обеспечения страховой защиты предприятий сельского хозяйства при неурожае, падеже скота или эпидемии;
использование каналов информации страховщиков для расширения торговых и производственных связей предприятий региона;
обеспечение страховой защитой уникальных и дорогостоящих объектов или сложных инвестиционных проектов, когда бюджетные расходы на страхование окажутся несоизмеримо ниже страховых выплат, полученных от страховщиков при страховом случае;
создание дополнительных рабочих мест.
Сроки реализации
1998-2000 гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации
Накопление долгосрочных финансовых ресурсов, пополнение бюджета области нетрадиционными, неинфляционными методами. Обеспечение потребностей экономики и населения области :в социально значимых видах страховых услуг, соответствующих современному этапу социальноэкономического развития России, обеспечение страховой защитой от различного рода ущерба имущества частных форм собственности и федерального имущества. Обеспечение инвестиционного процесса в области.
Состояние рынка страховых услуг
Страховой рынок Саратовской области находится в состоянии противоречивого развития, отражающего и реагирующего на все процессы, происходящие в политике и экономике как области, так и всей России.
Начиная с 1991 г. в результате демонополизации страхового дела отмечается быстрый рост числа страховых компаний, созданных в различной организационно-правовой форме, формирование рынка различных страховых услуг, развитие инвестиционной деятельности страховых организаций.
В то же время демонополизация осуществлялась без четкой программы развития этого рынка, без достаточно проработанного страхового законодательства и государственного (административного) регулирования, соответствующей нормативной и организационной базы. без структуры, которая разрабатывала бы стратегию и тактику областного страхового рынка.
На 1 января 1997 года в Саратовской области зарегистрирована 61 страховая компания, из них реально работают чуть более 30 компаний. В основном это небольшие страховые компании, которые в силу своих возможностей не способны брать на себя крупные риски. Совокупный уставный капитал всех страховых компаний, зарегистрированных на территории Саратовской области, не превышает 8 млрд.рублей (по состоянию на 1 июля 1997 года), что не может обеспечить реальную страховую защиту экономики области от последствий чрезвычайного характера, полное и своевременное выполнение обязательств по договорам страхования. Необходимо заметить, что приведенные цифры не содержат в себе результатов деятельности Саратовских филиалов крупных (в первую очередь московских) страховых компаний.
По прежнему все расходы на восстановление уничтожаемых стихийными бедствиями или техногенными авариями покрываются в основном из областного или федерального бюджетов.
Актуальной, но труднодоступной для страховщиков остается сфера страхования объектов, представляющих особую опасность (ядерную, атомную, химическую, газовую, нефтяную и др.)
Не используется реальная страховая защита населения. Практически в стороне от страхования находится сельское хозяйство области, которое пока не защищено от последствий неурожая, падежа, эпидемий и т.п.
Не обеспечиваются потенциальные возможности страховых организаций в инвестиционном процессе. Если в целом по России в 1995 году в экономику страны страховыми компаниями инвестировано порядка 2 трлн.руб. и их отчисления государству составили порядка 3 трлн.руб.. то по Саратовской области эти цифры весьма незначительны.
Проблемы страхового рынка области
- Незначительная капиталовооруженность страховых компаний;
- низкая степень их самоорганизации;
- низкая страховая культура потенциальных потребителей страховых услуг;
- невысокая платежеспособность населения и хозяйствующих субъектов;
- низкая инвестиционная привлекательность рубля, рассматриваемая в долгосрочном плане;
- недостаточное технологическое и методологическое обеспечение страховых организаций области, а также проблемы подготовки высококвалифицированного персонала;
- недостаточное участие Правительства области в регулировании страхового рынка и недостаточная административная поддержка деятельности страховых компаний.
Значение страхового рынка
Являясь важным финансовым сектором экономики, страховой рынок будет способствовать решению задач, стоящих перед областью.
Необходимость развития страхования продиктована самой динамикой экономики области, поскольку оно снимет основную нагрузку областного бюджета по возмещению убытков и, наоборот, обеспечит дополнительные поступления в бюджет от деятельности страховых организаций, будет способствовать развитию инвестиционного процесса и обеспечивать социальную защиту населения.