АДМИНИСТРАЦИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.10.1995 г. N 319
О некоторых вопросах правового статуса открытого АО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация"
в Саратовской области"
______________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора области
от 26.12.2003 № 368
______________________________
В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 621 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения Саратовской области в 1993-1997 годах" в порядке реализации мер по реорганизации управления экономикой региона, учреждено и 6 апреля 1995 года зарегистрировано открытое акционерное общество "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация" (ОАО "СРФПК").
Для организации нормального функционирования ОАО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация", решения поставленных перед ней администрацией области задач, а также обеспечения необходимых организационных и финансовых условий на период становления и дальнейшего развития
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить "Роль" и "Концепцию" ОАО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация" по стратегическим направлениям социально-экономического развития Саратовской области (прилагаются).
2. ОАО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация" является представителем администрации области по вопросам инвестиционно-экономической политики развития области и экспертом по использованию бюджетных и внебюджетных средств структурными подразделениями администрации области.
3.Считать основными задачами ОАО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация":
участие в разработке и реализации программ экономического и социального развития области по приоритетным направлениям,
привлечение в область отечественных и зарубежных инвестиций, обеспечение необходимых гарантий на условиях возвратности,
организация банка данных инвестиционных проектов, учитывающих использование зарубежных технологий, "НОУ-ХАУ", инновационного потенциала области,
организация технической и экономической экспертизы проектов инвестиций и осуществление последующего контроля за реализацией проектов до выполнения обязательств перед инвесторами,
выполнение социальных программ, как на возвратно-кредитной основе, так и при безвозмездном бюджетном участии,
организация аудиторского и экспертного контроля при выполнении областных бюджетных заказов, социальных программ и представление имущественных гарантий возвратных инвестиций,
создание экономической инфраструктуры в рамках выполнения задач корпорации (аудит, риэлт, инвестиционные фонды, страхование, ...),
инвестиционная поддержка развития среднего и малого бизнеса в области,
разработка нормативной базы и создание механизма гарантий работы оптовых структур по обеспечению материальными ресурсами государственных предприятий, казенных заводов, бюджетных организаций и учреждений,
разработка совместно с администрацией программ внешнеэкономической деятельности по вопросам получения иностранных инвестиций, повышения экспортного потенциала области и осуществления совместных проектов с иностранными партнерами,
разработка совместно с администрацией нормативной базы и основных принципов гарантирования областной собственностью инвестиционных программ для нужд области, реализуемых через Корпорацию,
создание механизма независимой экспертизы и контроля бюджетных инвестиций по конкретным проектам и социальным заказам,
подготовка проектов санации потенциальных банкротов-предприятий области, в части перевооружения и переориентации производства.
4. Проекты нормативно-правовых документов, направленные на реализацию инвестиционно-экономической политики администрации области, направляются на экспертизу и согласование (визирование) в ОАО "СРФПК", как "Заказчика" и непосредственного "Исполнителя" инвестиционноэкономической политики администрации области.
5. Считать должность Президента открытого акционерного общества "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация" на правах заместителя Главы администрации области по вопросам стратегии инвестиционно-экономической политики развития Саратовской области.
6. Утвердить членом коллегии администрации области Солдаткина В.Н. - президента открытого акционерного общества "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация".
7. Включить в созданный координационный Совет по выработке единой финансовой политике области президента открытого акционерного общества "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация".
8. ОАО "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация" подготовить проекты постановлений и распоряжений администрации области и областной Думы по разработке нормативной базы и осуществления организационных мероприятий своей деятельности.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Мишина В.Н.
Первый заместитель Главы
администрации области
Л.Е. Ващенков
Р О Л Ь
Саратовской Региональной Финансово-Промышленной Корпорации
в реорганизации управления рыночной экономикой Сартовской области
Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация, в дальнейшем именуемая "Корпорация", зарегистрирована администрацией г.Саратова: свидетельство N 4182 серия АГ от о6.04.95 г., регистрационный номер 01094454. В составе Корпорации (учредители) 67 предприятий, среди которых крупнейшие представители государственных предприятий ("Контакт"), агропромышленного комплекса ("Агропромтехнопол"), нефтегазодобывающего комплекса ("Югтрансгаз"), 7 банков, инвестиционные институты, консультационные фирмы, конструкторские и проектные организации, общественные организации, торговые, промышленные, сельхозперерабаьывающие акционерные общества.
В состав Совета директоров Корпорации входят представители областной и районных администраций, руководители банков, промышленных предприятий, инвестиционных фондов, некоторые являются депутатами областной Думы. Президент Корпорации согласно уставу назначается по представлению администрации области.
Корпорация своей главной целью считает экономическое развитие Саратовской области и через это - решение социальных программ (занятость, повышение уровня жизни населения области).
Решить поставленную задачу можно только путем реформирования экономики и четкости управлением экономическими процессами области, что позволит стабилизировать экономику и снять социальную напряженность в области.
Саратовская область обладает экономическим и научно-техническим потенциалом - 1,9% в общем объеме ВВП и 2,1% в объеме промышленного производства России, наличие НИИ и КБ, обладание 61 коллективом ВУЗов и техникумов, богатейшими ресурсами, современной технической и технологической оснащенностью предприятий, особенно оборонных отраслей промышленности, и задача Корпорации эффективно использовать его в интересах жителей области.
Объективные условия и кризисные явления в целом по России привели и в Саратовской области к падению промышленного производства в 1994 году на 31,9% к уровню 1993 года (против 22,8% в среднем по России). Количество убыточных предпряитий (616) у нас одно из самых больших среди 12-ти регионов Поволжья. Производство продукции сельского хозяйства в общественном секторе составило в 1994 году к уровню 1993 года: по мясу - 77%, по яйцу - 77%, по молоку - 80%. То есть спад производства в области носит не структурный, а всеобщий характер. Он поразил все отрасли экономики (промышленность, АПК, строительство, транспорт) и, в первую очередь, высокотехнологические производства.
Корпорация считает, что преодоление спада промышленности, возможно только через усиление инвестиционной политики, носящей адресный характер. Каждый инвестиционный поток должен подтверждаться экономической эффективностью, срочностью и возвратностью средств, конкретным отношением к решению той или иной социально-экономической задачи приоритетов областной экономической программы.
Исходя из вышеизложенного, руководство Корпорации предлагает администрации области в целях реформирования экономики осуществить через посредство Корпорации следующие мероприятия:
1. Разработка приоритетов, относящихся к селективной структурно-экономической промышленной политике, то есть необходима социально-экономическая программа развития области в целом нескольких уровней.
1.1. Основные приоритеты развития области.
1.2. Развитие инфраструктуры приоритетных направлений.
1.3. Структурные (отраслевые) инвестиционные проекты, определяющие не только направления, но и сроки, размеры и первоочередность инвестиций.
Социально-экономическую программу развития области, финансируемую за счет бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных инвестиций можно рассматривать как комплексную программу отдельных взаимоувязанных программ, ориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивая производства продукции первичной переработки топливноэнергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятий, создания необходимых предпосылок организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкурентных рынках.
Администрации области необходимо решение по определению роли Корпорации при создании областной комплексной программы: предоставить полномочия Корпорации, как объединяющей интеллект, потенциал области и ответственный за создание Программы и ее реализацию или определить координатора и обозначить четкие действия Корпорации по составлению этой Программы или ее части.
2. Разработка и реализация механизмов гарантий администрацией области инвестиций.
Разработка и реализация таких механизмов Корпорацией даст возможность привлечь частных инвесторов. Привлечение частных инвестиций под гарантию областной собственности в развитие экономической приоритетов области - одна из главных задач Корпорации.
Для этого Корпорации необходимо разработать механизм обеспечения возвратности инвестируемых средств в следующих формах:
2.1. Гарантии по инвестициям в акции (портфельные инвестиции). Корпорация (от имени администрации области или по поручению) гарантирует инвестору прямое участие в прибылях и имуществе инвестируемых проектов в соответствии с долей вложенных средств. Такая форма гарантий может заметно уменьшить отток денег населения из области.
2.2. Гарантии по кредитам - Корпорация (администрация) гарантирует выполнение условий для договора займа.
2.3. Гарантии через долевое участие в финансировании проекта - Корпорации (администрации) подтверждает надежность проекта своим участием в нем.
Независимо от роли Корпорации в создании указанных механизмов и применяемых в них форм гарантий, проведение такой работы необходимо.
В любом случае администрацию необходимо представлять в этом процессе с большими полномочиями и ограниченной рентабельностью.
3. Отработка на примере участия Корпорации в реализации мероприятий по оздоровлению экономики области через объединение промышленных предприятий и финансовых структур: финансово-промышленных групп (ФПГ).
Жизненность и необходимость этих новообразований (ФПГ) поддерживается Президентом Российской Федерации (Указ от 5.12.93 г. N 2096) и Правительством Российской Федерации (распоряжение от 25 августа 1993 г. N 1536-р, от 11 мая 1994 г. N 680-р, постановление от 23.05.94 г. N 508 и от 19.06.94 г. N 707)
Это подтверждает и экономическая целесообразность, т.к. финансово-промышленные группы создаются на основе сокращения денежных потоков и уменьшения количеств расчетов, более полной переработки сырья и доведения до конкретного потребителя качественной продукции, взаимного финансирования и поддержки для интервенции на новые рынки.
Совет директоров
ОАО "СРФПК"
К О Н Ц Е П Ц И Я
открытого акционерного общества "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация"
I. ВВЕДЕНИЕ
Открытое акционерное общество "Саратовская Региональная Финансово-Промышленная Корпорация", именуемая в дальнейшем "Корпорация", учреждается в форме открытого акционерного общества.
Администрация области является опосредованным учредителем Корпорации (предполагаемая доля в уставном капитале - 24,5%). Остальная доля размещена среди предприятий различных форм собственности. В дальнейшем, по мере реализации концепции работы Корпорации, предполагается дополнительное расширение состава учредителей (акционеров) среди предприятий области, активно сотрудничающих с Корпорацией, одновременно сохраняя долю и участие органов власти и управления области в работе Корпорации.
II. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
Необходимость создания в области такого образования, как Корпорация, определяется следующим:
2.1. Наличие недоимок бюджету и, как следствие, постоянный дефицит бюджета, опаздывающее и неполное федеральное финансирование социальных программ, высокие кредитные ставки и краткосрочность банковских ссуд, финансирование восстановительных работ в Чечне за счет федерального бюджета.
Эти и другие аналогичные показатели нашего времени определяют, что государство как инвестор все более утрачивает значение в качестве главного источника инвестиций в экономику регионов.
Необходимо долгосрочное инвестирование под кредитные ставки "мирового стандарта", предполагающего гарантированную возвратность не только эффективностью вложения средств, но и имущественной собственностью.
2.2. Отсутствие интереса иностранных инвесторов к субъектам Российской Федерации как объектам инвестиций предполагает наличие промежуточных субъектов инвестиционной политики, которые могут гарантировать возвратность инвестиций. В этой роли могут выступать Московские банки, пользующиеся поддержкой федеральных структур или синдикат банков. В свою очередь московские банки, расширяющие свои рынки, заинтересованы в виде областной собственности, которую должна представлять какая-либо коммерческая структура, а именно Корпорация.
Это определяется не только действующим законодательством, запрещающим передавать областную собственность в управление государственным предприятиям и образованиям, но и наличие частного (акционерного) имущественного и коммерческого интереса, способствующего более эффективному использованию государственного (областного) имущества. Ограничения, существующие в трасте или доверительном управлении в части залоговых операций, стороны могут согласовать с собственником имущества для оформления первых инвестиционных потоков, одновременно отрабатывая новый механизм трастовых и доверительных взаимоотношений.
2.3. Вместе с тем, Корпорация использует собственный капитал и собственность области, как промежуточный объект залога.
Получив инвестиции, Корпорация направляет средства на конкретные объекты, которые становятся сами объектами залога этих инвестиций. таким образом, появляется новая собственность, новый объект залога, регистрация которой в банковских структурах (синдикатах) предполагает новые инвестиции.
2.4. В условиях снижения расходов на управление и содержание административных органов необходимы организации смешанной формы собственности с участием государственных (областных) и коммерческих структур, которые возьмут на себя выполнение этих функций. В качестве такой организации может выступить Корпорация.
Корпорация, наделенная администрацией области правом управления или использования в качестве залога областной собственности, способна организовать финансирование и реализацию инвестиционных программ. Поставленную задачу Корпорация решает, опираясь на собственные штатные кадры и сотрудничая внештатно с высококлассными специалистами и фирмами по вопросам планирования, прогнозирования и анализа экономического развития области, работа с недвижимостью, ценными бумагами, кредитными ресурсами, составления и анализа бизнес-планов, технико-экономического обоснования технологических экспертиз промышленной политики в целом и каждого субъекта, аудита и постоянного контроля использования инвестиционных средств на предмет возвратности и эффективности вложения вплоть до оперативного вмешательства.
2.5. Опорой в работе Корпорации будут существующие академические научные структуры и специалисты, созданные и действующие предприятия и организации различных форм собственности или, при необходимости, организованные рыночные структуры.
В результате Корпорация превратится в организационную структуру, руководящую процессом вывода экономики Саратовской области из кризисного состояния.
III. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы организации Корпорации можно разделить на два аспекта. Первое, это работа с административными структурами. Второе, это образование Корпорации как предприятия со своим штатом, подразделениями, представительствами, дочерними предприятиями, консультационными фирмами, бизнес-центрами и т.д., организация взаимоотношений с уже существующими в области предприятиями, организациями и ассоциациями.
3.1. Основными задачами работы Корпорации в условиях выхода из кризиса экономики области предполагается:
3.1.1. Участие в разработке программ экономического и социального развития области. Определение приоритетных, так называемых, стержневых вопросов развития экономики.
3.1.2. Ответственное участие в выполнении конкретных проектов и разработанных программ.