САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 17.11.2001 г. № 59-2592
О комплексной программе по обращению с отходами
на территории Саратовской области на 2001-2005 годы
_____________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 23.04.2003 № 10-372
_____________________________
В целях комплексного решения проблем, связанных с организацией управления потоками вторичных ресурсов и отходов, созданием системы глубокой переработки сырья и отходов путем использования возможностей промышленной базы области, Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить комплексную программу по обращению с отходами на территории Саратовской области на 2001-2005 годы (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 17.11.2001 г. № 59-2592
Саратов, 2001 год
Наименование Программы | - комплексная программа по обращению с отходами на территории Саратовской области на 2001-2005 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - Правительство области |
Основные разработчики Программы | - Государственный базовый научно-исследовательский институт промышленной экологии Нижнего Поволжья Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - ГосНИИЭНП), комитет природных ресурсов по Саратовской области |
Цели и задачи Программы, | Задачами Программы являются внедрение современных принципов управления потоками вторичных ресурсов и отходов, создание системы глубокой переработки сырья и отходов путем использования возможностей промышленной базы области (в перспективе - Поволжского региона). Реализация Программы основана на внедрении современных принципов управления качеством экологической деятельности промышленных производств, максимальном использовании имеющегося технологического потенциала промышленности области для комплексной переработки промышленных и бытовых отходов. Программой предусматривается развитие основных элементов системы государственного регулирования, позволяющих сформировать соответствующую экономическую среду и создать эффективную технологическую базу, включающую в себя три основных блока, являющихся основой современной системы управления отходами: переход к современным стандартам и регламентам в области обращения с отходами (внедрение специальной системы регламентации, рассчитанной на создание системы управления потоками отходов и вторичных ресурсов, разработка и внедрение системы нормирования образования, размещения и использования промышленных и бытовых отходов); создание системы управления качеством отходов и вторичных ресурсов (внедрение системы экологической и технической паспортизации и сертификации отходов; введение регионального кадастра и кодификатора (классификатора) отходов производства и потребления, разработка и внедрение обоснованных нормативов образования отходов на предприятиях); формирование технологического комплекса по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов (развитие на базе крупных промышленных предприятий региональных центров по переработке определенного вида отходов, привлечение инвестиционных ресурсов, разработка и внедрение системы льгот (в том числе налоговых) для предприятий-переработчиков). Главная цель реализуемой Программы - максимально понизить объем образования отходов и использовать технологическую базу региона как единого комплекса по переработке отходов |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы планируется на период 2001-2005 годов. 1 этап - создание и развитие на территории области системы управления отходами (2001-2002 годы); 2 этап - создание системы управления качеством отходов и вторичных ресурсов (2001-2004 годы); 3 этап - формирование технологического комплекса по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов (2002-2005 годы) |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство промышленности области, министерство жилищно-коммунального хозяйства области, комитет природных ресурсов по Саратовской области, ГосНИИЭНП, предприятия |
Объемы и источники финансирования Программы | - средства областного бюджета, предусматриваемые ежегодно по статье 0903 «Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира», в объеме 41395,0 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Создание системы управления отходами, внедрение принципов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления позволит использовать не менее 35-40 процентов отходов, наладить выпуск полезной продукции, в результате чего подобный вид деятельности превратится в высокодоходную отрасль промышленности. Реализация Программы вовлекает в хозяйственный и технологический оборот крупнотоннажные отходы, в том числе высоких классов опасности, способствует решению проблемы размещения в городской черте экологически опасных производств |
Главной целью Программы является организация, координация и производство работ по сбору, переработке и вторичному использованию отходов производства и потребления, образующихся на территории области. Задачами Программы являются внедрение современных принципов управления потоками вторичных ресурсов и отходов, создание системы глубокой переработки сырья и отходов путем использования возможностей промышленной базы области (в перспективе - Поволжского региона).
Реализация Программы основана на внедрении системы управления качеством экологической деятельности промышленных производств, максимальном использовании имеющегося технологического потенциала промышленности области для комплексной переработки промышленных и бытовых отходов. Программой предусматривается развитие основных элементов системы государственного регулирования, основанного на введении современных стандартов и регламентов в области обращения с отходами, позволяющих сформировать соответствующую экономическую среду и создать эффективную технологическую базу.
Программа включает в себя три основных блока, являющихся основной частью современной системы управления отходами:
1. Создание и развитие на территории области системы государственного управления отходами:
разработка и внедрение современной системы экологической регламентации обращения с отходами производства и потребления;
контроль за образованием, экологически безопасным размещением и перемещением отходов в пределах области;
разработка, обоснование и внедрение системы нормирования (лимитирования) образования, размещения и использования промышленных и бытовых отходов;
внедрение региональной экспертной компьютерной системы для осуществления государственного контроля за образованием и размещением отходов. Переход к управлению потоками различного вида отходов на территории области.
2. Создание системы управления качеством отходов и вторичных ресурсов:
разработка и внедрение системы экологической и технической паспортизации отходов;
разработка и введение регионального кадастра и кодификатора (классификатора) отходов производства и потребления;
разработка и внедрение обоснованных нормативов образования отходов на предприятиях;
формирование регионального банка данных, содержащего сведения об объемах образования отходов различного типа и технологиях переработки и использования отходов;
разработка правового акта Саратовской области об отходах производства и потребления.
3. Формирование технологического комплекса по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов:
анализ имеющейся технологической базы промышленных предприятий и возможностей ее использования для переработки различного вида отходов, разработка бизнес-планов по использованию и переработке конкретного вида отходов;
развитие на базе крупных промышленных предприятий региональных центров по переработке определенного вида отходов (привлечение инвестиционных ресурсов, разработка и внедрение системы льгот, лицензирование предприятий-переработчиков);
организация системы передачи и приема отходов для переработки между предприятиями;
использование современных технологий для преобразования высокотоксичных отходов в отходы низких классов опасности;
создание полигона по детоксикации (переработке), временному хранению и захоронению обезвреженных промышленных отходов высоких классов опасности.
Внедрение современной системы регламентации, определяющей правила организации сбора, хранения и транспортировки отходов на перерабатывающие предприятия, позволит на государственном уровне эффективно контролировать обращение с отходами и влиять на их эффективное использование.
Развитие системы управления качеством отходов (внедрение системы экологической и технической паспортизации отходов, создание регионального кадастра и кодификатора отходов) является основой безопасного промышленного использования и переработки отходов.
Внедрение системы нормирования (лимитов) на образование, размещение и использование отходов формирует «экономику» обращения с отходами. Подобная регламентация в промышленно развитых странах образует так называемую «эколого-экономическую систему», позволяющую существенным образом экономить сырьевые и природные ресурсы, формировать экологически безопасную среду обитания.
Управление потоками вторичных ресурсов и отходов позволит использовать технологические возможности предприятий как единого комплекса по переработке отходов. Внедрение системы управления отходами позволит использовать не менее 35-40 процентов отходов, наладить выпуск полезной продукции. В результате подобный вид деятельности превратится в высокодоходную отрасль промышленности.
Координацию деятельности по выполнению Программы и контроль за ходом её реализации осуществляет совет по реализации комплексной программы по обращению с отходами на территории Саратовской области на 2001-2005 годы, образуемый Правительством области.
Проблема создания современной системы управления вторичными ресурсами и отходами является на сегодня одной из главных проблем в создании системы управления качеством окружающей среды и одновременно одной из самых сложных технических и технологических проблем.
Создание системы глубокой переработки сырья и отходов путем использования возможностей всей промышленности области (в перспективе - Поволжского региона) - одна из задач современного управления промышленным развитием, превращения промышленных предприятий в современный индустриальный комплекс. Это в значительной степени не только экологическая проблема, а проблема управления качеством работы промышленных предприятий, совершенствования и развития технологической базы.
Проблема снижения отходообразования напрямую связана с развитием концепции безотходных производств. В этом направлении существуют две основные тенденции, одна из которых заключается в создании условий для глубокой комплексной переработки сырья непосредственно на предприятии. Опыт последних десятилетий выявил ограниченные возможности этого подхода, связанные с нерентабельностью переработки многих видов отходов непосредственно на предприятии. Развитие промышленности идет по пути специализации, и при современном положении дел узкоспециализированные предприятия при переработке исходного сырья значительную его долю превращают в отход производства.
Согласно мировой статистике только 7-12 процентов исходного сырья преобразуется в конечный продукт, а около 90 процентов на разных стадиях производства и потребления переходит в отход. То, что сегодня вывозится на свалку, при правильной постановке работы с отходами на 80 процентов - вторичное сырье, производство продукции из которого в среднем в 2-3 раза более рентабельно, чем из исходного сырья.
Вторая доминирующая в настоящее время тенденция заключается в создании системы глубокой переработки сырья и отходов путем использования возможностей всей промышленности области (в перспективе - Поволжского региона). Это одна из задач современного управления промышленным развитием, превращения промышленных предприятий в современный индустриальный комплекс. Именно в этом направлении развивается концепция создания безотходных производств. По этой причине разработка и внедрение региональной системы управления потоками вторичных ресурсов и отходов, основанной на современных принципах (стандартах) управления качеством работы предприятий, безусловно, необходима с точки зрения обеспечения устойчивого развития промышленности. Не менее важный момент заключается в образовании рынка новых (вторичных) сырьевых ресурсов.
Для Саратовской области загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления - важнейшая экологическая проблема. Ежегодно в области образуется свыше 1,5 миллиона тонн опасных промышленных отходов. Их образование сконцентрировано в основном в гг.Саратове, Балаково, Энгельсе. В г.Балаково ежегодно образуется свыше миллиона тонн фосфогипса, направляемого для открытого складирования в отвал, где уже накоплено более 17 миллионов тонн, и являющегося источником загрязнения грунтовых и подземных вод фтором и другими ингредиентами. Около 10 тысяч тонн высокоопасных отходов вывозится ОАО «Балаковорезинотехника» и ОАО ПО «Балаковское химволокно». В шламонакопителях последнего скопилось 2,5 миллиона тонн цинксодержащих шламов. Ряд крупных предприятий: ОАО «Саратоворгсинтез», ТЭЦ-2, ОАО «Нефтеперерабатывающий завод», МУПП «Саратовводоканал» - имеют шламонакопители, куда ежегодно направляется свыше 50 тысяч тонн промотходов и более 100 тысяч тонн осадков биологических очистных сооружений. Многие шламонакопители заполнены или находятся на грани заполнения. Все эти сооружения устарели, не обеспечивают защиты окружающей среды и представляют собой серьезную экологическую угрозу.
В условиях отсутствия спецполигона промотходов наибольшую опасность представляют высокотоксичные отходы гальванических производств, растворителей и осадки очистных сооружений, содержащие тяжелые металлы. Продолжается несанкционированный вывоз этих отходов на городские свалки. Завод автономных источников тока (ОАО «АИТ» г.Саратов) вплоть до последнего времени вывозил на практически не оборудованную свалку тысячи тонн отходов, содержащих никель и кадмий (разработка и внедрение ГосНИИЭНП в 2000 году высокоэффективной технологии детоксикации, переводящей соединения никеля и кадмия в биологически неактивные, природосовместимые формы, остановило этот процесс). В течение многих лет на эту же свалку, не отвечающую элементарным требованиям, поступают производственные отходы всех предприятий, находящихся на территории Заводского района г.Саратова. В результате в пробах почв из района этой свалки обнаружены диоксины, в концентрациях более чем в 2000 раз превышающих предельно допустимые нормы.
Преодоление подобной ситуации состоит в формировании современной системы управления отходами. К настоящему времени сложилась основная идеология подхода к решению этой проблемы, которую планируется использовать при разработке и внедрении в Саратовской области системы управления отходами. Реализация этой системы во всех элементах, в том числе для областных и городских отходов потребления, - большая и рассчитанная на несколько лет Программа. Она требует разработки и внедрения специальной законодательной базы, регламентирующей правила селективного сбора различного вида отходов, развития соответствующей инфраструктуры (участков сортировки, спецавтотранспорта, оборудованных в домах и жилучастках специальных мест сбора и хранения отходов). Программой предусматривается развитие этих работ в части организации селективного сбора отходов и формирования соответствующей инфраструктуры совместно с администрациями муниципальных образований области.
Реализация Программы основана на максимальном использовании имеющегося технологического потенциала промышленности области для комплексной переработки промышленных и бытовых отходов.
Введение экологического налогообложения открывает новые возможности в плане создания высокоэффективной системы управления отходами. Система специальных видов налогов и налоговых льгот должна стимулировать переработку отходов предприятиями, а также процесс снижения образования отходов.
Специальные экологические налоги должны устанавливаться на конкретные виды технологий, применение которых должно быть ограничено (устаревшие ресурсоемкие технологии, а также технологии, применение которых связано с образованием отходов высоких классов опасности).
Управление потоками и качеством отходов и вторичных ресурсов - одна из актуальных задач системы государственного регулирования. Программой предусматривается развитие основных элементов этой системы, позволяющих сформировать соответствующую экономическую среду и создать эффективную технологическую базу:
переход к современным стандартам и регламентам в области обращения с отходами (внедрение системы регламентации, рассчитанной на создание системы управления потоками отходов и вторичных ресурсов, разработка и внедрение системы нормирования (лимити-рования) образования, размещения и использования промышленных и бытовых отходов);
создание системы управления качеством отходов и вторичных ресурсов (внедрение системы экологической и технической паспортизации и сертификации отходов; введение регионального кадастра и кодификатора (классификатора) отходов производства и потребления, разработка и внедрение отраслевых нормативов образования отходов на предприятиях области);
формирование технологического комплекса по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов (развитие на базе крупных промышленных предприятий региональных центров по переработке определенного вида отходов, привлечение инвестиционных ресурсов, разработка и внедрение системы льгот для предприятий-переработчиков).
Вводимые правила обращения с отходами определяет разработанная ГосНИИЭНП и комитетом природных ресурсов по Саратовской области по заданию Министерства природных ресурсов Российской Федерации специальная система регламентации (поручение Минприроды России комитету природных ресурсов по Саратовской области о внедрении в Саратовской области системы регламентации и паспортизации в сфере обращения с отходами № НМ-22/4015 от 30.05.01 и № 33-01-2/2153 от 30.05.01).
При разработке регламента использован современный методологический подход, основанный на анализе материально-сырьевых потоков на предприятии (в технологических процессах, участках, линиях). Именно здесь анализируются возможности снижения объема образования отходов за счет включения отходов в технологический регламент и переработки отходов на предприятии, передачи отходов для переработки другими предприятиями и использования производственных мощностей и технологий предприятия для переработки полученных отходов. В данном случае анализ технологических процессов позволяет выявить полную номенклатуру отходов, установить объективные нормативы на образование и размещение отходов. По своей сути, эта прогрессивная балансная схема делает прозрачной систему образования и движения потоков отходов на предприятии (от первичного источника образования отходов к объектам по переработке и размещению отходов).
Подобный подход позволяет включить отдельные виды отходов в технологический регламент, подобрать перерабатывающее предприятие в пределах региона (области), а для крупнотоннажных отходов - в пределах Российской Федерации, внедрить достаточно эффективную и дешевую технологию переработки отходов на предприятии.
Новый нормативный документ вводит обязательную систему контроля объектов размещения отходов по трем основным средам: оценку выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от отходов, оценку влияния отходов на подземные и поверхностные воды в соответствии с проектом нормативов предельно допустимых сбросов и оценку влияния промышленных отходов на состояние почвенного покрова. Данные раздела также служат основанием для установления лимитов на размещение отходов на конкретных объектах в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.