Недействующий

                     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03.11.97 № 70-П


О Концепции и Программе развития потребительского рынка Саратовской области
на 1997-2000 годы

_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 23.03.2004 № 66-П

_______________________________


Заслушав и обсудив информацию о Концепции и Программе развития потребительского рынка Саратовской области на 1997 - 2000 годы Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию и Программу развития потребительского рынка Саратовской области на 1997 - 2000 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра сельского хозяйства области Дворкина Б.З.

Вице-губернатор,
 первый заместитель
 Председателя Правительства области
 В.В.Володин


Приложение
     к постановлению
      Правительства Саратовской области
      от 3 ноября 1997 года № 70-П


КОНЦЕПЦИЯ и ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ на 1997 - 2000 годы

1. ВВЕДЕНИЕ

Саратовская область является одним из крупнейших промышленно - сельскохозяйственных регионов России. Валовой внутренний продукт составил в 1996 году 22,8 трлн. рублей, это около одного процента валового внутреннего продукта Российской Федерации. На душу населения в области произведено продукции на сумму 8,3 млн. руб. По производству потребительских товаров на душу населения область устойчиво занимала в Поволжском регионе третье место, по продаже продовольственных и непродовольственных товаров также не уступала 3-4 места.

Занимая выгодное географическое положение, область является издавна важным торговым центром между югом, севером, центральной частью России, между западными и восточными ее регионами.

Важную роль в развитии области играет и ее речная артерия Волга, которая дала толчок развитию многих кустарных промыслов, а затем и развитию промышленности региона, развитию зернового хозяйства, овощеводства и других отраслей. Развитая транспортная сеть области: железнодорожная, авиационная, речная, автомобильная и трубопроводная способствует формированию области как крупного промышленного и торгового центра. Имея мощную сырьевую и производственно-техническую базу, область относится к числу вывозящих регионов. В 1996 году товарооборот области составил 7.3 трлн. руб., это почти один процент товарооборота Российской Федерации. Экспорт товаров составил 379 млн. долларов США, из которых наибольший удельный вес имели минеральные удобрения -41,4 процента, 14,6 процента - составляла продукция химической промышленности. 11,8 процента - Машины и оборудование, 12,2 процента - текстильные изделия, 5,8 процента - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. 5,4 процента - металлы и изделия из них.

В 1996 году поставка на экспорт пшеницы увеличилась в 43 раза, масличных семян в 5,6 раза, продуктов переработки нефти в 2 раза, продуктов нефтеорганической химии в 26 раз, кожевенного сырья в 2 раза. Вместе с тем , по 13 наименованиям продукции по сравнению с 1995 годом поставки снижены. Одна из причин - отсутствие долговременных и устойчивых договоров и снижение производства продукции.

Потребительский рынок (торговля, бытовое обслуживание, массовое общественное питание и другие его отрасли) наиболее чутко реагирует на все экономические и социальные изменения общества.

Период перехода экономики области на рыночные отношения отмечается спадом производства, снижением жизненного уровня большинства населения него покупательского спроса. Поспешная приватизация в отраслях потребительского рынка привела к структурным изменениям в организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и стихийности в их развитии.

В результате этих изменений за последние годы отмечается спад товарооборота в сопоставимых ценах и объемов платных услуг населению области.

Всё это требует разработки системы мер, направленных на использование имеющегося в области потенциала и создание условий для развития цивилизованного потребительского рынка. Ориентированного на местного товаропроизводителя и превращения области в ведущий торговый центр Поволжского региона и России.

При разработке концепции развития потребительского рынка области были учтены и использованы разработки концепций Российской Федерации, отраслевые концепции, программы социально-экономического развития области, разработки института социально-экономических проблем развития АПК Российской Академии наук.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Основной целью концепции является: разработка направлений и эффективных мер развития потребительского рынка области, выработка системы правовых норм, регулирующих отношения между производителем-продавцом и потребителем, установление долговременных связей на поставку качественных товаров отечественного и импортного производства и сырья, обеспечение населения продовольственными и промышленными товарами местных производителей всеми видами услуг, преодоление стихийности в развитии сети и товародвижении, повышение культуры обслуживания населения области, повышение рентабельности и прибыльности деятельности предприятий потребительского рынка и на этой основе добиться увеличения розничного Товарооборота /во всех каналах реализации/ с 7,3 трлн. руб. в 1996 году до 9,8 трлн руб. - в 2 000 году, объемы платных услуг увеличить на 48%, выработку мяса довести до 22 -тыс. тонн, цельномолочной продукции до 62 тыс. тонн, сахара до 42,5 тыс. тонн. Для выполнения поставленных задач министерство торговли области намерено тесно сотрудничать со всеми министерствами области и торгово - промышленной палатой.

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

За годы рыночных преобразований предприятия потребительского рынка одни из первых претерпели коренные изменения.

Разрушены ранее существовавшая система отношений всех хозяйствующих субъектов и потоков товародвижения. Предприятия торговли и бытового обслуживания, получив самостоятельность в ходе прошедшей приватизации, встали перед фактом самообеспечения и поиска путей по приобретению товаров как у отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей. Расширив внешнеэкономическую деятельность, с одной стороны - мы обеспечили население широким выбором товарного ассортимента и услуг решили проблему дефицита, а с другой, - поставили местных товаропроизводителей, не готовых к жесткой рыночной конкуренции, на грань выживания.

По уровню физического объема выпускаемой продукции промышленность области в 1996 году составляла к 1990 году 41,2 процента , в том числе пищевая промышленность - 31,6 процента, легкая -15,2 процента.

На наш рынок хлынули импортные товары, удельный вес которых в товарообороте области занимает большую половину, а по отдельным группам товаров от 70 до 100% . Ранее существовавшие оптовые базы, изменив свои функции, перестали играть роль основных поставщиков товаров. Отсутствие правового законодательства, стихийность в приобретении товаров, недостаток опыта в их выборе, разрушение системы закупок и долговременных связей торговли как с отечественными, так и с зарубежными товаропроизводителями способствуют поступлению на рынок недоброкачественной продукции импортного производства, в том числа фальсифицированных товаров контрабандным способом. Качество товаров стало одной из острых проблем в становлении рыночных отношений нашего общества. Из потребительских товаров около 60 процентов поставляемой так называемыми "челноками", которые скупают за рубежом наиболее дешевые товары, зачастую кустарного производства.

Немаловажную роль а поступлений на рынок недоброкачественных товаров играют социальные условия и повышенный спрос на более дешевые товары. Несмотря на снижение темпов спада в 1996 году в области продолжается сокращение производства, увеличение численности безработных, которая составила на конец 1996 года - 46 тыс. человек . Доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума за 1996 год составила 42,9 процента. Это повлияло на покупательский спрос и ориентацию малообеспеченного населения на приобретение товаров на вещевых и продовольственных рынках . По данным бюджетного обследования на рынках и у частных лиц приобретается свыше 43 процентов продовольственных товаров, а непродовольственных, товаров, особенно товаров легкой промышленности еще выше. Это накладывает особую ответственность контролирующих органов по усилению контроля за качеством реализуемых товаров и услуг улучшению организации торговли и бытового обслуживания населения.

За 1996 год только органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора снято с реализации свыше 92 тонн различных продовольственных товаров , в том числе алкогольных напитков 16,9 тыс. литров, хлебобулочных изделий- 19 тонн, рыбы - 17 тонн, кондитерских изделий - 11 тонн, молока и молочных продуктов 8 тонн. Органами УВД изъято из реализации 52,3 тыс. литров фальсифицированных алкогольных напитков.  

По данным областного управления государственной инспекции по торговле, качеству Товаров и защите прав потребителей в 1996 году забраковано и снижено в сортности из числа проверенных товаров по продовольственной группе: коньяка - 50 процентов, вина - 46 процентов, водки и ликероводочных изделий - 42 процента, масла животного- 41 процент, сыра - 35 процентов, цельномолочной продукции и масла растительного - 34 процента, колбасных изделий- 22 процента, мяса птицы - 18 процентов, макаронных изделий - 17 процентов, рыбопродуктов- 16 процентов.

Из непродовольственной группы товаров процент забраковки еще выше от 60 до 99 процентов. Причем удельный вес забракованных импортных продовольственных товаров По отдельным видам составил от 9 до 100 процентов (консервы, колбасные изделия, чай), а непродовольственных от 51 до 100 процентов (электробытовые приборы, парфюмерно-косметические, швейные изделия, обувь). Однако проведенный органами статистики выборочный опрос в декабре 1996 года руководителей( владельцев) предприятий розничной торговли показал, что всё они предпочитают торговать импортными товарами. Причины таких высказываний - это быстрая их оборачиваемость, более выгодные условия закупки, более длительные сроки хранения Продовольственных товаров, лучший товарный вид. Причем 62 процента опрошенных предпочитает закупать товары в Европейских странах как более качественные и 17 процентов - в странах Азии из-за болев низких цен. рассчитанных на малообеспеченных покупателей. Проблема качества и услуг становится в этих условиях проблемой общеэкономической. В условиях спросовых ограничений почти половины населения области осложняется обеспечение в полной мере всех предложений высококачественными потребительскими товарами и услугами. Падение отечественного производства, снижение покупательского спроса населения области сказалось и на снижении общего товарооборота особенно с 1995 года, когда розничный товарооборот сократился к уровню 1994 года на 12,2 процента, а в 1996 году на 23,7 процента. Общий объем розничного товарооборота, включая общественное питание в 1996 году составил 7,3 трлн. руб., из которого 85 процентов составляет товарооборот торговых предприятий и 15 процентов товарооборот вещевых, смешанных и продовольственных рынков. Ежедневно в области продавалось товаров почти на 20 млрд. руб. ( в 1995 г.-21 млрд. руб.). По сравнению с 1990 годом сократилась продажа таких продуктов питания , как мяса на 72,7 процента, колбасных изделий на 57,6 процентов, масла животного на 84,5 процента, масла растительного на 62,4 процента, сыра на 69,9 процента, сахара на 77,6 процента, кондитерских изделий на 65,1 процента. Особенно снизился покупательский спрос у сельского населения , средняя заработная плата в сельском хозяйстве в 1996 году была почти в 2 раза ниже средней заработной платы по области.

Кроме того, несформировавшаяся система товародвижения создала затруднения в продвижении товаров на село, в том числе и импортного производства. Уровень обеспеченности сельской торговли почти в 3 раза ниже, чем городской.

За годы реформ на потребительском рынке заметно снизилась роль потребительской кооперации. Если в 1990 году удельный вес потребительской кооперации в общем объеме товарооборота области составлял 26,3 процента , то в декабре 1996 года 4,0 процента . Несмотря на рост товарооборота потребительской кооперации в 1996 году по сравнению с 1995 годом в 1/3 раза, возможности потребительской кооперации в производстве собственной продукции и ее реализации использованы немногим более, чем на 30 процентов.

На потребительском рынке области функционирует в настоящее время свыше 11 тыс. предприятий , среди которых около 6 тыс. предприятий розничной торговли, около 3 тыс. оптовой, свыше 600 предприятий общественного питания и свыше одной тысячи предприятий бытового обслуживания. Кроме того, в области действует 83 коммерческих вещевых и продовольственных рынков, сеть объектов мелкорозничной торговли частных предпринимателей без образования юридического лица. На каждые 10 тыс. населения в области приходится 25 действующих предприятий торговли, 4 предприятия бытового обслуживания и 2 предприятия общественного питания.

Прошедшая приватизация на первом этапе изменила формы собственности. Из 1411 бывших государственных предприятий потребительского рынка, подлежащих приватизации, приватизировано на 1 января 1997 года 1332 или 94,4 процента. Вновь создаваемые предприятия имеют негосударственную форму собственности. Государственная форма собственности в торговле сохранилась у предприятий принадлежащих Министерству обороны, управлению железной дороги и у части аптечных предприятий.

В настоящее время завершается второй этап приватизации, когда предприятия, выкупив помещения, становятся полноправными собственниками. Розничный товарооборот предприятий негосударственной формы собственности составил в 1996 году 86,9 процента, доля товарооборота предприятий государственной формы собственности продолжает сокращаться и по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 0.2 процента.

Объем товарооборота негосударственных предприятий общественного питания составляет около 80 процентов.

Однако, получив полную самостоятельность и возможность распоряжаться своим имуществом, многие предприятия торговли и общественного питания не смогли перестроиться в условиях рыночной экономики, в том числе из-за недостаточных знаний основ маркетинга, навыков работы с финансовыми инструментами, 39 исключением "наличных. Не способствовала развитию новых взаимоотношений и законодательная база. Правительство, принимая меры по ужесточению импортного режима в "интересах отечественных товаропроизводителей, не всегда учитывает интересы торговли. Действующая система налогов также не способствует стабильному и легальному развитию предпринимательства. По итогам 1996 года около 50 процентов крупных и средних предприятий получили убытки. Это приводит к частому перепрофилированию предприятий, потере их специализации. В результате почти исчезли специализированные магазины, такие как магазины детских товаров, хлебные, молочные и другие. Продажа этих товаров во многих случаях оказалась в киосках, различных павильонах, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Причем зачастую эти павильоны не имеют стационарного места расположения, что приводит к неудовольствию покупателей и снижению к ним требовательности по выполнению правил торговли. Из магазинов начали исчезать недорогие, но социально-значимые товары, взамен возросло число предприятий, реализующих спиртные напитки, табачные изделия и другие высокодоходные товары.

В общей численности магазинов постоянно растет доля смешанных магазинов. Стали появляться магазины, оборудованные с учетом современных требований. Такие супермаркеты появились не только в Саратове, но и в городах областного подчинения. Однако в основной массе торговая сеть области представлена небольшими магазинами и павильонами, удельный вес которых в общей сети составляет около 80 процентов.

Малые предприятия и мелкорозничная сеть частных предпринимателей без образования юридического лица наиболее гибко реагируют на спрос покупателя и составляют серьезную конкуренцию стационарным магазинам. Многие предприятия, не выдерживая конкуренции, разоряются или перепрофилируются, создавая нестабильную ситуацию на потребительском рынке и увеличивая количество правонарушений. Аналогичная ситуация слоилась и на предприятиях общественного питания. Из 150 тысяч проверенных объектов потребительского рынка в 1996 году нарушения были установлены в каждом втором, оштрафовано почти 55 тысяч лиц, на сумму почти 19 млрд. рублей. Однако видимых улучшений а соблюдении правопорядка на предприятиях торговли и общественного питания не отмечается.

Ситуация нестабильности сложилась и на предприятиях бытового обслуживания, сеть которых сократилась почти на треть, особенно в сельской местности, Проведенная в 1991-1992 гг. коммерциализация предприятий службы быта практически ликвидировала монополистов в сфере услуг. На базе 63-х специализированных производственных и районных производственных объединений в области образовано 731 самостоятельное предприятие, 70 процентов из которых относятся к разряду малых предприятий Почти 95 процентов предприятий в настоящее время приватизировано и имеет частную форму собственности.

Появление собственников в сфере услуг способствовало развитию конкуренции, изучению и совершенствованию рынка услуг, форм и методов работы с потребителями, поиску новых высококачественных материалов, приспособлений и оборудования.

Появились высококлассные ателье, салоны, обслуживающие наиболее обеспеченную часть  населения. Появились новые фотостудии и фотосалоны с установленными линиями иностранного производства по проявке и печатанию фотоснимков, позволяющие в короткие сроки получать продукцию высокого качества. На базе высококачественных импортных строительных материалов получил развитие такой вид услуг, как ремонт и строительство жилья. Большим спросом также пользуются ломбарды, которых в области-17.

Уровень развития области в значительной мере определяется состоянием сервисных служб, их степенью организации. Не вое предприятия службы-быта сумели обеспечить высокое качество услуг в условиях рыночных отношений. И причин здесь не мало, одна из них - низкая квалификация кадров на частных предприятиях, отсутствие специалистов, знающих технологию обеспечения услуг

Предприниматели должны быть грамотны как с экономической, технологической, так и с экологической точки зрения. Отрасли нужны специалисты, умеющие грамотно использовать ресурсы, соизмеряя свои возможности с требованиями населения к различным видам бытовых услуг, постоянно изыскивая новые формы использования оборудования и совершенствуя технологии на основе современного опыта.

Отсутствие централизованного снабжения крайне осложняет использование сертифицированных новых видов препаратов, сырья и материалов. Краски, шампуни, гели, лаки для волос приобретаются мастерами-парикмахерами у тех же "челноков" на вещевых рынках, что усиливает проблему качества оказываемых услуг, ведёт к увеличению затрат на приобретение материалов. Отсутствие прикладных материалов осложняет внедрение новых технологий и новых направлений в моде.

От отсутствия качественных химикатов и красителей страдает такая важная для населения отрасль, как химическая чистка и крашение изделий. Не имея возможности купить новые вещи, население не в состоянии почистить и покрасить вещи, бывшие в употреблении. Организация сети предприятий химической чистки и прачечных - это забота о населении с экономической с экологической и с социальной точки зрения. Централизованное снабжение имеет немаловажное значение и для других видов бытовых услуг, необходимых для населения.

Неподготовленность экономики к работе в рыночных условиях способствовала появлению отрицательных факторов в сфере услуг Резкое повышение себестоимости бытовых услуг в связи с повышением цен на сырье, материалы, оборудование, тарифов на тепло, электроэнергию, аренду привело к значительному ухудшению финансового состояния предприятий. Более 60 процентов всех предприятий - убыточные, остальные - низкорентабельные.

В целом по итогам 1996 г. предприятиями бытового обслуживания получен отрицательный финансовый результат: убытки составили около 900 млн. рублей. В результате этого за годы проводимых реформ сеть предприятий сократилась на 65 процентов, в сельской местности на 70 процентов. В таких районах, как Алгайский, Аркадакский, Аткарский, Балтайский, Воскресенский, Красноармейский, Лысосорский. Новоузенский, Пугачевский комплексные приемные пункты отсутствуют совсем. Численность работающих в сфере услуг сократилась в 4 раза.

В ходе осуществления ускоренной приватизации имел место недоучет социально-экономических особенностей системы бытового обслуживания. Это выразилось в формальном отношении к приватизаций, к безнаказанному перепрофилированию деятельности многих предприятий. Пример тому - дома быта, в которых бытовые услуги производятся лишь на 10-20 процентов общих площадей, остальные помещения отданы в аренду под оптовые склады, магазины, либо пустуют.

В ходе реформ существенно изменилась структура предприятий по формам собственности и эффективности их деятельности. Из общего объема реализации бытовых услуг на негосударственную форму собственности приходится 92,5 процента, государственную -7,5 процента.

За 1996 год объем реализации бытовых услуг; оказанных населению через все каналы реализации составил 526,3 млрд. руб., в т.ч. предприятиями - 148,6 млрд. руб. (28,2 %),физическимипицами-377,7 млрд. руб. (71,8%).

Частные виды услуг являются наиболее дешевыми в связи с меньшими затратами: они быстрее реагируют на спрос потребителя, поступаясь порой размером .прибыли. Ожидается, что в перспективе государственному бытовому обслуживанию будет сложнее поддерживать конкурентоспособность, в частном же секторе возможно укрупнение капитала.

Сложившая ситуация на потребительском рынке требует пересмотра и выработки системных направлений 6 его развитии.

4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Для развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем производства отечественных товаропроизводителей, дальнейшее снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня. На этом фоне должны складываться новые подходы к проблеме государственного регулирования всех отраслей потребительского рынка.

При этом сам механизм государственного регулирования должен опираться на 2 принципа:

- отказ от управления предприятиями и ориентацию только на управление процессами, происходящими на потребительском рынке,

- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.                         

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»