Под страховой защитой населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера понимается система мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающая компенсацию потерь, наносимых общественному производству и жизненному уровню населения стихийными бедствиями и техногенными авариями, путем формирования достаточных страховых резервов и их целевого использования.
Решение поставленных задач может быть обеспечено системой мероприятий, способствующих качественному росту страхового рынка области, внедрению на нем новых страховых продуктов и согласованному управлению ресурсами его участников.
При этом система программных мероприятий состоит из следующих блоков:
1. Определение приоритетных видов страхования, имеющих социально важное значение для области.
2. Определение основных принципов государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования.
3. Определение основных принципов согласованного управления финансовыми ресурсами участников Концепции.
4. Определение основных принципов привлечения к реализации Концепции страховых компаний и банков.
Концепция представляет своего рода набор элементов для разработки механизмов государственного стимулирования развития конкретных видов страхования. Данные механизмы должны представлять собой относительно самостоятельные программы с едиными принципами развития страхования и использования ресурсов страховщиков - участников их реализации, установленных настоящей Концепции. По мере их разработки они выносятся в установленном порядке на утверждение.
3.1. Определение приоритетных видов страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
имеющих социально важное значение для области
Мероприятия должны быть направлены на развитие страхового рынка области в целом как института рыночной экономики, так и приоритетных для области видов страхования.
В развитой экономике страховые компании обеспечивают около трети всего объема инвестиций. Страхование позволяет вовремя компенсировать потери от стихийных бедствий, техногенных катастроф, социальных конфликтов.
В Саратовской области за последние несколько лет наблюдается стабильный рост объемов собираемой страховой премии (страховых сборов). В 2000 году он составил 235 процентов от страховых поступлений 1999 года. Данный показатель является самым высоким в Поволжском регионе.
Наиболее успешно развиваются добровольные виды страхования (личное страхование, страхование имущества). При этом необходимо отметить, что доля личного страхования в общем объеме страховых сборов составляет 48,5 процента, а доли страхования ответственности и имущественного страхования - 26 процентов и 20 процентов соответственно. Доля обязательного страхования невелика.
Из приведенных данных видно, что страхование ответственности и имущественное страхование являются преимущественно неразвитыми секторами страхования. При этом, увеличивающееся количество личного автотранспорта приводит к увеличению числа аварий на автодорогах области, а объем страхования ответственности владельцев автотранспортных средств в силу ряда причин не развивается. Серьезно стоит проблема страхования перевозок опасных грузов.
Природные катаклизмы и явления становятся крайне нежелательными и неблагоприятными по своим последствиям для сельскохозяйственных районов области, приводят к гибели и порче посевов сельскохозяйственных культур. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема развития страхования в аграрном секторе экономики.
Предусматриваемое Концепцией развитие страхового рынка имеет целью осуществить реальную оперативную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, в значительной части за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузок на областной бюджет.
Меры по развитию страхового рынка предусматривают создание широкого спектра страховых услуг. При этом государственная поддержка будет направлена на развитие наиболее важных для социально-экономического развития области видов страхования. К таким видам страхования согласно Концепциеи отнесено страхование рисков, последствие которых отнесено к чрезвычайным ситуациям в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и инженерной инфраструктуры жилых зданий, страхование гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнических сооружений, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности за перевозку опасных грузов и др.);
имущественное страхование (страхование имущества юридических лиц, в том числе муниципального жилого фонда от пожара и других опасностей, комплексное страхование личного имущества и др.);
страхование от катастрофических (природных) рисков физических и юридических лиц (страхование от гибели и порчи посевов сельско-хозяйственных культур, противопожарное страхование и др.);
обязательное и добровольное медицинское страхование (страхование физических лиц, занятых на опасных и вредных производствах и др.);
экологическое страхование.
Развитие данных видов страхования позволит за счет средств страховых компаний:
финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков (из средств резерва предупредительных мероприятий);
обеспечить полноценную компенсацию ущерба страхователям;
инвестировать средства страховых резервов в экономику области.
3.2. Определение основных принципов государственной поддержки развития приоритетных для социально-экономического развития области видов страхования
Второй блок мероприятий направлен на разработку системы мер государственной поддержки развития приоритетных видов страхования на территории Саратовской области.
На современном этапе эффективное развитие страхового рынка, направленное на решение задач создания реальной страховой защиты населения и территории области, без государственной поддержки невозможно.