ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 19.11.97 № 74-П
О состоянии и Концепции развития городской и районной полиграфии Саратовской области
на 1998-2000 годы
_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 23.03.2004 № 66-П
_______________________________
Обсудив состояние городской и районной полиграфии области, и в целях дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных типографий Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Концепцию развития городской и районной полиграфии Саратовской области на 1998-2000 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить Программу технического перевооружения базовых государственных типографий Саратовской области в 1998-2000 годах согласно приложению № 2.
3. Определить государственным заказчиком по Программе технического перевооружения государственных типографий Саратовской области в 1998-2000 годах министерство информации и печати области (Кузьмин И.Г.).
4. Министерству экономики и инвестиционной политики области (Степанов А.А.) включить в проект лимитов капитальный вложений на 1998 год 1,3 млрд.рублей на приобретение оборудования в соответствии с утвержденной Программой технического перевооружения базовых государственных типографий.
5. Установить, что областные государственные унитарные полиграфические предприятия осуществляют владение, пользование и распоряжение передаваемым им полиграфическим оборудованием, приобретенным за счет средств областного бюджета, на праве хозяйственного ведения.
6. Поручить министерству информации и печати области (Кузьмин И.Г.) до 1 апреля 1998 года осуществить мероприятия по созданию на базе типографии № 1 города Саратова областного издательско-полиграфического комплекса.
7. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области оказывать практическую помощь типографиям в выполнении данной Программы.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра информации и печати области Кузьмина И.Г.
Губернатор,
Председатель Правительства области
Д.Ф.Аяцков
Приложение № 1
к постановлению
Правительства области
от 19.11.1997 г. № 74-П
КОНЦЕПЦИЯ
развития городской и районной полиграфии Саратовской области
на 1998-2000 годы
г. Саратов, 1997 г.
ВВЕДЕНИЕ
От возможностей полиграфической промышленности в большой степени зависит нормальное функционирование всех отраслей хозяйства, средств массовой информации, государственных структур. В конечном счете состояние полиграфии определяет уровень информационного обеспечения общества, развития его творческого, научного и культурного потенциала.
На нынешнем этапе экономическая политика государства (на федеральном и региональном уровнях) не обеспечивает условий для саморазвития городских и районных типографий. Отрасль, как в целом по стране, так и в Саратовской области, находится в крайне затруднительном положении и остро нуждается в государственной поддержке, которая должна быть направлена на создание условий для дальнейшего воспроизводства.
Федеральная целевая программа "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России" (1996-2001 годы) в 1996 и 1997 годах практически никак пока не повлияла на районную и городскую полиграфию. Из-за отсутствия инвестиций медленно проводится модернизация отрасли. В течение последних 10 лет отрасль не полу-чала финансовой поддержки. Сохраняется тенденция к сокращению выпуска продукции в натуральном выражении: с 1993 года объем произведенной продукции, в том числе газетной, сократился почти в два раза. Между тем, происходящие структурные изменения в средствах массовой информации свидетельствуют о том, что в одну из главных ролей в удовлетворении спроса на информацию и в формировании общественного мнения играют прежде всего районные и городские газеты. И в общем объеме подписки прогнозируется преобладание не центральных общероссийских изданий, а местных. Эта тенденция отмечалась и на прошедшей в марте 1997 года в Москве научно-практической конференции "Пути технического перевооружения районной полиграфии".
Данные по Саратовской области также подтверждают тот факт, что местная пресса в структуре печатных источников информации выходит на первый план. Так, в 1996 году основные центральные газеты выписывали 53300 человек, основные областные - 63802 человека, а городские и районные - 147000 человек.
Признание изменений приоритетов в структуре СМИ тем более диктует необходимость оказания большего внимания полиграфическим предприятиям, печатающим местные газеты.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Основной целью концепции является: разработка направлений и эффективных мер развития городской и районной полиграфии области, насыщение рынка качественной печатной продукцией, обеспечение оперативного выпуска районных и городских газет, проведение технического перевооружения государственных типографий.
I. ГОРОДСКАЯ И РАЙОННАЯ ПОЛИГРАФИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Городская и районная полиграфия Саратовской области включает 3 типографии, расположенных в г. Саратове, и 25 типографий в городах и районных центрах области.
*Примечание: Под городской и районной полиграфией области подразумеваются полиграфические предприятия государственной собственности, находящиеся в ведении министерства информации и печати области в соответствии с постановлением Губернатора области от 27.01.97 № 87.
Мощность типографий (по объему товарной продукции) различна: от 2,7 млрд. рублей в год (типография № 1 г. Саратова) до 80 млн. рублей в год (Алгайская, Балтайская, Самойловская типографии). Это обусловлено как техническими возможностями, так и потребностями районов и городов. Общая численность работающих в государственных типографиях - 653 человека. По этому показателю типографии также значительно отличаются: в типографии № 1 г. Саратова - 84, в Балашовской - 59 чел., а в Балтайской, например, 9 человек, в Алгайской - 6 человек.
Характеристика кадров:
Из работников основных профессий 60 процентов имеют стаж работы в полиграфии более 10 лет. Специальное полиграфическое образование - 25 процентов. Средний возраст работающих - 42 года. Среди руководителей и специалистов 75 процентов имеют специальное образование.
Переподготовка кадров и повышение квалификации осуществляется на базе ПТУ-2 г. Саратова и Самарского издательско-полиграфического техникума.
Основные виды выпускаемой полиграфической продукции:
газетная, бланочная, афишная, этикеточная, рекламная, книжная, переплетные работы.
------------------------------------------------------------------
Название ¦Листов- ¦Удельный ¦ Объем ¦Удельный
продукции ¦оттисков ¦ вес ¦ продукции ¦ вес
¦(млн.экз.)¦(процент)¦(млн. руб.)¦(процент)
------------------------------------------------------------------
Книжная 2,89 2,9 387,3 3,4
Журнальная 0,14 0,1 4,2 0,04
Изобразительная 0,05 0,7 78,0 0,7
Бланочная 28,24 28,1 6955,0 60,8
Газетная 69,33 68,9 3589,0 31,3
Прочая - - 433,5 3,8
Итого: 100,65 100,0 11447,0 100,0
------------------------------------------------------------------
Основными заказчиками бланочной продукции для районных и городских типографий являются: администрации муниципальных образований, районные и городские лечебные учреждения, предприятия местной промышленности, учреждения культуры и другие.
Из 38 газет, учредителями (соучредителями) которых являются администрации муниципальных образований, 12 печатаются в типографиях своих райцентров по устаревшей технологии высокой печати.
В 1986 году произведена централизация печати части районных и городских газет офсетным способом на базе типографии № 1 г. Саратова.
Централизация выпуска местных газет на базе укрупненных, городских и областных типографий - это оправдавшая себя практика в условиях России. Она дает возможность использовать высокопроизводительные современные технологии ( в данном случае офсетную), применение которых в какой-либо типографии, выпускающей одну газету, было бы нерентабельным. Более чем 10 - летний опыт работы типографии № 1 г. Саратова подтверждает правильность решения о централизации выпуска газет. В настоящее время здесь печатается 24 газеты, учрежденных администрациями муниципальных образований, и более 30 других газет.
2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ
Государственные типографии работают стабильно, уровень рентабельности в среднем по области составляет около 30 процентов.
Итоги 1996 года характеризуются следующими показателями:
- объем товарной продукции - 14 млрд. 106 млн.руб.
- объем реализованной продукции - 14 млрд. 109 млн.руб.
- прибыль от реализации - 3 млрд. 121 млн.руб.
- затраты на 1 рубль товарной продукции - 0.77 руб.
- чистая прибыль - 1 млрд. 776 млн. руб.
- среднемесячная зарплата - 586 тыс.руб.
Надо признать, что и в предыдущие годы полиграфический комплекс работал рентабельно и также давал, пусть небольшую, но прибыль. Эта относительная стабильность, которая достигалась интенсификацией устаревающего с каждым годом оборудования, порождала самоуспокоенность, не побуждала к разработке программ технического перевооружения. Отсутствие стратегии и прогноза развития в конечном итоге привело полиграфический комплекс к серьезному кризису, в котором он находится сегодня.
Между тем, и в прежние годы, и тем более в нынешнее время, достигаемая большими усилиями прибыль не обеспечивает условий для саморазвития.
Так, в 1996 году ГП "Татищевская типография" имела чистую прибыль - 48 млн.рублей. Даже при направлении всей этой суммы в фонд накопления приобретение необходимой офсетной печатной машины типа "Доминант", стоимость которой 350 млн.рублей, не представляется возможным.
Несмотря на большой дефицит оборотных средств, некоторые типографии, тем не менее, принимают меры для укрепления своей материально-технической базы. В 1997 году предприятиями области за счет собственных средств приобретено новое оборудование на общую сумму 450 млн. руб.
Типографии г. Маркса, г. Аткарска в 1996 году приобрели печатные офсетные машины: "Ромайор 314" - 2 ед., ПОЛ-54 - 1 ед. Типография № 2 г. Саратова в 1996 году за счет фонда развития производства приобрела и установила печатную машину "Ризограф", осваивает офсетное производство.
3. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.
В рыночную экономику большинство районных и городских типографий вошло с примитивной технологией, давно устаревшим оборудованием, как правило, с плохими помещениями и без средств, необходимых для саморазвития.
Основной парк наборного оборудования в среднем по области самортизирован на 92 процента, основной парк печатного оборудования - на 89 процентов, а в ряде типографий - на 100 процентов. В большинстве типографий применяется устаревшая технология горячего набора и высокой печати. Выпуск оборудования под эту технологию и запасных частей в России в настоящее время прекращен.
Технология высокой печати
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование¦ Количество ¦Год выпуска¦ % ¦Физичес-¦Приме-
оборудование¦ единиц ¦ ¦амортизации¦ кий ¦чание
¦ ¦ ¦ ¦износ % ¦
------------------------------------------------------------------
1. Горячий набор
Линотипы
Н-14;Н-140 60 1960-1988 92% 80% морально
2H-140 устарело
2. Высокая печать
Печатные
машины Морально
ПС-1М 28 1960-1980 99 79 устарело
ПП-45 30 1981-1990 86 77 -"-
ПС-А3,2ПСА3 17 1968-1980 90 80 -"-
ПС-6,2ПСА3 11 1981-1990 87 75 -"-
ПТ-4 14 1960-1980 98 79 -"-
БПП-75 10 1981-1990 86 78 -"-
ПС-5,2ПД-5 4 1965-1979 90 79 -"-
"Аусбург" 1 1903 100% 99.9 -"-
ПРГ 5 1976-1979 97 88 -"-
------------------------------------------------------------------
Только 3 типографии (№ 1 г. Саратова, гг. Энгельса и Балашова) имеют офсетную и компьютерную технологии, но и они оснащены оборудованием, в основном, успевшим морально устареть.
Наборное и печатное оборудование
------------------------------------------------------------------
Наименование¦ Количество ¦Год выпуска¦ % ¦Физичес-¦Приме-
оборудование¦ единиц ¦ ¦амортизации¦ кий ¦чание
¦ ¦ ¦ ¦износ % ¦
------------------------------------------------------------------
1. Наборное оборудование
Фотонабор
системы
"Каскад" 3 1985 95 100 морально
устарело
Фотонабор
системы
"Квант" 5 1987 90 89 -"-
Компьютер-
ный набор 11 1995-1997 10 8 -"-
2. Печатное оборудование
Офсетные
машины
Ромайор 313 3 1970-80 80 72
Ромайор 314 6 1981-93 60 51
Доминант 714 1 1985 85 60
Доминант 715 1 1985 85 60
ПОЛ-54-1 4 1987 82 61
ПОЛ-35 1 1993 20 10
РО-62 5 1985-86 85 78
------------------------------------------------------------------
Серьезной проблемой при централизованном выпуске районных и городских газет на базе типографии № 1 г. Саратова является допечатный процесс (набор, верстка). В настоящее время лишь семь газет имеют возможность использовать каналы связи для передачи в типографию набранные в редакциях материалы, четырнадцать редакций представляют газетные материалы на дискетах, которые доставляются в Саратов автотранспортом. А три газеты набираются непосредственно в типографии.
В этих условиях в значительной степени теряется оперативность в информировании населения через средства массовой информации. Номера газет, как правило, приходит в райцентр на 3-4 день.
4. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА.
Основные составляющие современного рынка полиграфических услуг достаточно типичны : рост предложения и ужесточение спроса на качественную продукцию. Сегодня об этом можно говорить как об устойчивой тенденции развития отрасли.