Основными факторами экономического роста в области должны стать финансовая стабилизация, повышение конкурентоспособности местных товаров, расширение платежеспособного спроса физических и юридических лиц.
Финансовая стабилизация в регионе невозможна без повышения эффективности использования бюджетных рычагов, улучшения собираемости налогов и сборов. Для пополнения территориального бюджета необходимо:
- осуществлять "косвенное банкротство" предприятий-должников через механизм эмиссии акций и облигаций с последующей передачей их в областную собственность;
- повысить эффективность использования бюджетных средств в социальной сфере путем стимулирования учета и экономии используемых ресурсов, частичной замены субсидирования адресными пособиями нуждающимся;
- вести борьбу с укрыванием от налогов наличных расчетов, добиваться ликвидации предприятий со счетами без движения денежных средств более года;
- пресекать получение неконтролируемой прибыли путем ложного декларирования грузов и подложных таможенных документов;
- добиваться сокращения вывоза денег из области, привлечения накоплений населения в местные финансовые учреждения;
- начиная с 1998 года, принимать в составе областного бюджета бюджет развития области, главная задача которого - резкое увеличение инвестиционной составляющей и придание инвестиционным статьям статуса защищенных. Бюджет развития должен использоваться, в первую очередь, для возвратного финансирования мероприятий по продвижению саратовских товаров на межрегиональных рынках и для создания новых малокапиталоемких сфер деятельности: туризма, страхования и других.
В целях улучшения качества и эффективности управления государственной собственностью намечается:
- перепрофилировать деятельность убыточных предприятий, находящихся в областной собственности;
- осуществлять конкурсную передачу в доверительное управление пакетов акций акционерных обществ, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- усилить роль государственных представителей в управлении государственными пакетами акций приватизированных предприятий с целью предотвращения незаконного перекачивания финансовых ресурсов в коммерческие структуры.
Важнейшими факторами конкурентоспособности области являются:
- развитая инфраструктура;
- квалифицированные кадры;
- относительно чистые природные ресурсы.
В целях оживления внутреннего рынка и поддержки местных товаропроизводителей необходимо продолжить проведение политики сбалансированного регионального протекционизма (например, установление взаимной увязки выделения средств из областного бюджета с их расходованием на приобретение продукции и услуг местных товаропроизводителей).
Для продвижения саратовских товаров на внешние рынки необходимо создать Совет по опережающей торговой политике, основными задачами которого станут :
- определение в области групп товаров, производство которых способствует потребностям рынка, привлечению инвестиций для производства и продвижения этих товаров;
- формирование организационных структур (корпораций и финансово-промышленных групп), способных обеспечить продвижение товаров на межрегиональных и международных рынках;
- содействие (в том числе через распространение информации) опережающей подготовке предприятий области к преодолению нетарифных барьеров в международной и внутрироссийской торговле, в том числе барьеров, соответствующих правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
Природные ресурсы области необходимо рассматривать:
во-первых, как природно-ресурсный потенциал, необходимый для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей, во-вторых - как место приложения усилий для получения дополнительных доходов населения и бюджета в настоящее время. Дополнительные доходы могут быть получены в результате:
- содействия предприятиям области в переходе на нормы загрязнения окружающей природной среды, соответствующие правилам международной конкуренции (принятые в странах - членах Всемирной торговой организации), с целью преодоления нетарифных барьеров в международной торговле;
- первоочередного экологического страхования потенциально опасных природопользователей (газопроводов, нефтепроводов, аммиакопровода), уплачивающих налоги в других регионах;
- участия в международных программах лесоразведения (в том числе - "Углеродный кредит");
- содействия в рыночном перераспределении земель, переданных под садовые участки, снижения госпошлины на их продажу до 10% рыночной стоимости земли;
- участия в Федеральной программе "Повышение плодородия почв России";
- содействия предприятиям области в сертификации почв, воды, технологий растениеводства и животноводства в потенциальных зонах производства детского и диетического питания, экспортопригодной пищевой продукции, оказания помощи федеральным органам в мониторинге земельных и водных ресурсов, придания гласности результатов мониторинга в средствах массовой информации;