Трудовые отношения
Основными направлениями развития трудовых отношений в области на 1997- 2000 годы являются:
- защита трудовых прав и гарантий граждан;
- усиление контроля за выделением средств на оплату труда из бюджетов всех уровней, повышение ответственности руководителей предприятий независимо от форм собственности за своевременную выплату заработной платы;
- дальнейшее развитие социального партнерства через заключение коллективных договоров и соглашений;
- разработка методов разрешения и предотвращения трудовых конфликтов;
- создание условий для экспертизы условий труда на предприятиях и в организациях;
- совершенствование региональной нормативно- правовой базы для регулирования трудовых отношений и решения коллективных трудовых споров.
Осуществление поставленных целей планируется на основе координации межведомственного взаимодействия в сфере социально- трудовых отношений, создание системы согласования требований работодателей и работников, принятия обусловленных законом мер по гуманизации условий труда.
В этих целях необходимо вести работу по заключению отраслевых соглашений, коллективных договоров и их уведомительной регистрации, выявить предприятия с наиболее напряженной социально-трудовой ситуацией.
Предусматривается принятие законов Саратовской области "О социальном партнерстве", "Об охране труда", "О минимальной часовой оплате труда", "О прожиточном минимуме", разработана реализация Комплексной программы по улучшению условий труда и охране труда в области на 1997-2000 годы, организация работы по сертификации производственных объектов на основе аттестации рабочих мест, создание системы подготовки и переподготовки кадров, учебы безопасным методам труда, управления охраной труда в области.
Занятость населения
Целью политики занятости области на 1997-2000 годы является обеспечение рациональной структуры занятости населения, как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики на рынке труда.
Решение проблем в сфере занятости на период 1997-2000 годы будут определяться в ежегодно разрабатываемых программах содействия занятости населения и программе создания и сохранения рабочих мест в Саратовской области на 1997-2000 годы.
Проведение политики в области занятости предполагает сохранение устойчивой тенденции сокращения уровня безработицы, который не должен превысить 3.5 процента (при 6.5 в среднем по России).
Определить в 1998 году порядок и механизм приема, размещения, жилищного обустройства и социальной поддержки в области беженцев и вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов.
Социальные гарантии, льготы и выплаты
Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат не учитывает уровень доходов семьи, осуществляется в основном безадресно, Для обеспеченного контингента населения эти выплаты не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей не гарантируют необходимой социальной защиты.
В 1997-2000 годах предполагается:
- совершенствовать нормативно - правовой основы социальной поддержки населения, создание регионального свода законов, гарантирующих защиту граждан;
- начиная с 1997 года, обеспечить поэтапный переход на систему адресной социальной помощи на основе материальной обеспеченности семей. В 1997 году создать в органах социальной защиты населения единую службу адресной выплаты пособий гражданам имеющим детей;
- разработать в 1998 году единые принципы и критерии предоставления пособий, льгот и компенсаций по видам выплат и предусмотреть уменьшение их числа;
- максимально обеспечить к 2000 году переход на заявительный характер предоставления социальных выплат, пособий с одновременным проведением проверки нуждаемости;
- разработка до 1999 года механизма передачи дотаций от производителя услуг к потребителю, перевод некоторых видов льгот , предоставляемых населению, в денежную форму в виде компенсационных выплат;
- создать в 1997 году систему льготного и бесплатного лекарственного обеспечения ветеранов и инвалидов;
- обеспечить развитие социальной реабилитации инвалидов, детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без надзора и попечения родителей за счет разработок индивидуальных программ реабилитации, создания в городах и районах филиалов областного центра реабилитации детей с ограниченными возможностями.
По мере достижения устойчивого экономического роста и финансовой стабилизации приступить в области к разработке предложений и введению минимальных социальных гарантий для пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума, детей-сирот и детей-инвалидов, строительству муниципального жилья с учетом его предоставления бесплатно или на льготных условиях ветеранам войны и труда, инвалидам, малообеспеченным и молодым семьям.
При достижении финансовой устойчивости бюджетов всех уровней возобновить выделение средств на организацию благотворительного питания нуждающихся престарелых и инвалидов.
Пенсионное обеспечение