Возобновление экономического роста предполагает структурную перестройку экономики области, ликвидацию старых неэффективных предприятий и развитие современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, за счет которых и обеспечивается экономический рост.
Темпы экономического роста зависят от скорости и качества институциональных изменений; величины нормы накопления, полноты трансформации сбережений в инвестиции, темпов обновления производства; эффективности осуществляемых инвестиций и их структуры; деятельности органов государственного управления по стимулированию экономического роста.
Макроэкономическая политика на региональном уровне осложняется в связи с тем, что федеральная программа ограничивает средства макроэкономической политики, используемые субъектами Федерации. Ограничения распространяются на сокращения как объемов централизованного финансирования, так и степени самостоятельности в применении средств финансовой, денежно-кредитной политики.
Важным средством усиления региональной макроэкономической политики станет подписанный в июле 1997 года Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Правительством Саратовской области, призванный качественно улучшить социальноэкономические и политико-правовые условия жизни и деятельности населения. Данный Договор наделяет большей самостоятельностью органы государственной власти области в решении вопросов межбюджетных отношений, в формировании специальных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансирования программ, осуществляемых совместно федеральными и областными органами государственной власти.
Привлечение инвестиций в регион является главной стратегической задачей Правительства в экономической сфере. Ее осуществление требует концентрации сил в двух основных направлениях - создание благоприятных экономико-правовых условий и проведение ряда организационных мероприятий для активизации инвестиционного процесса. Для этого предусматривается:
- осуществлять правительственную поддержку инвестиционных программ как в форме прямого участия в инвестициях, так и в форме предоставления различных льгот, правовой защиты интересов инвесторов;
- поощрять различные формы финансово-промышленной интеграции (в частности, посредством устранения искусственных ограничений по перекрестному владению акциями);
- активизировать региональное государственное предпринимательство для обеспечения лучшей координации инвестиционной деятельности и повышения управляемости местной экономики;
- оказывать всяческую поддержку рентабельным направлениям в работе предприятий , содействовать в получении льготных кредитов наиболее перспективными предприятиями;
- стимулировать развитие ипотечного и инвестиционного кредитования в области, создать региональный банк развития с государственным участием, специализирующийся на инвестировании в реальный сектор экономики;
- сформировать банк инвестиционных проектов, составленных по международным методикам (ЮНИДО, TACIS, МБРР), составить перечень реальных активов, способных служить залогом для иностранных кредитов;
- ускорить разработку регионального внешнего эмиссионного плана;
- ускорить принятие регионального Закона "О механизме бюджетного финансирования", провести дополнительное обоснование федерального статуса и общероссийской важности имеющихся и планируемых инвестиционных проектов.
Использование мер административного регулирования для реализации стратегии экономического роста предполагает, в частности:
- ужесточить персональную ответственность руководителей предприятий всех форм собственности за необоснованную задержку по выплате заработной платы, а для руководителей предприятий областной и муниципальной собственности - и за неоправданное расходование собственных денежных средств или средств полученных из бюджета;
- в качестве крайней меры (в случае острого финансового и социального кризиса) допустить административное регулирование ряда социально-экономических процессов: карточное распределение основных продуктов питания, принуждение естественных монополий к льготному адресному предоставлению товаров и услуг.