Недействующий

О среднесрочной программе социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 годы (утратил силу на основании постановления Правительства области от 13.04.2000 № 34-П)


5.1. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

            Промышленность области была и останется основной отраслью экономики для решения социальных проблем, в том числе для увеличения рабочих мест, пополнения бюджета.

            Основы промышленной  политики  определены Законом Саратовской  области "О промышленной политике".

            Главной целью промышленной политики на современном этапе реформ должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках и ее подъем. Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают дальнейшее увеличение производства добывающих отраслей с постепенным повышением доли перерабатывающих отраслей.

            Основные методы промышленной политики области:

            - реструктуризация  промышленных  предприятий  по критерию их  финансовой и социальной эффективности;

            - гибкое    применение    налоговых    льгот    по   отраслям  промышленности;

            - поддержка экспортно-ориентированных предприятий путем государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы;

            - государственная поддержка проведения предприятиями промышленности международной сертификации экспортно-ориентированной продукции;

            - сертификация  производств   промышленных   предприятий   на  соответствие  международным  стандартам  по  управлению  качеством  серии ИСО 9000;

            - обеспечение  специализации и кооперации между промышленными  предприятиями области;

            - создание  системы  регулирования тарифов и цен на продукцию  естественных монополий;

            - обеспечение промышленным предприятиям возможности сокращения до приемлемого уровня расходов по содержанию социальной сферы;

            - стимулирование размещения на промышленных предприятиях области заказов для областных и государственных нужд. Защита интересов местных товаропроизводителей от интервенции импортной промышленной продукции до расширения их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров и услуг, развитие рынка потребительских товаров и производственнотехнического назначения;

            - развитие предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе на базе реструктуризованных производств промышленных предприятий, создание новых рабочих мест;

            - стимулирование через бюджет развития инвестиций в производство, в том числе в форме долевого участия и выдачи гарантий Правительства области на основе конкурсов инвестиционных проектов;

            - разграничение прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы контроля Правительства области за деятельностью управляющих;

            - подготовка кадров необходимой квалификации, способных работать по требованиям международного рынка.

             Учитывая сложившуюся ситуацию в промышленности области, ограниченность финансовых ресурсов территориального бюджета и необходимость их максимальноэффективного использования в целях увеличения доходов в течение ближайших 2-3 лет наивысшим приоритетом должны стать высокоэффективные, быстро окупаемые инвестиционные проекты, в которых Правительство области может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков.

            В результате проводимой экономической реформы в промышленности области выделяются следующие группы отраслей и производств, различающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке:

            - экспортно-способные отрасли промышленности (нефтяная, нефтеперерабатывающая);

            - отрасли, способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (энергетическое машиностроение и электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, биотехнологии);

            - отрасли, не способные в короткие сроки выйти на внешний рынок, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность).

            По первой группе отраслей имеется собственная финансовая база для развития. Политика в отношении них будет ориентирована на их развитие на основе самофинансирования. Этому будет способствовать введение дифференциации платы за пользование недрами и акцизов с учетом качества.

            Эта отрасль привлекательна для иностранных инвестиций и поэтому должны создаваться условия для их максимального привлечения без ущерба для экономической безопасности области. В первую очередь инвестиции необходимы для разработки месторождений нефти и газа, обеспечения систем трубопроводного транспорта. Для этого необходимы ежегодные инвестиции в объеме не менее 360 млрд.рублей, что позволит увеличить в области добычу нефти к 2000 году на 337.7 тыс.тонн или 27 процентов, а добычу газа на 394.5 млн.куб.м или в 2.1 раза.

            Для второй  группы  отраслей  характерно,  что  их  продукция  способна  выйти  на мировой рынок,  где будет сталкиваться с особо  острой конкуренцией.

            Поэтому в отношении этой группы отраслей потребуются прямые меры поддержки Правительства области - предоставление государственных гарантий при организации сбыта на внешних рынках, содействие формированию совместных предприятий, организующих сбыт продукции области на внешних рынках.

            К производствам третьей группы должны быть применены меры  по  стимулированию внешнего и внутреннего спроса на их продукцию.

            Основные методы промышленной политики для этих отраслей - сертификация импортируемой продукции и защитные импортные тарифы. В этих отраслях прямая государственная поддержка должна оказываться только в чрезвычайных случаях, связанных с социальными факторами.

            Поддержка внутреннего спроса по этой группе будет осуществляться путем: