Промышленность области была и останется основной отраслью экономики для решения социальных проблем, в том числе для увеличения рабочих мест, пополнения бюджета.
Основы промышленной политики определены Законом Саратовской области "О промышленной политике".
Главной целью промышленной политики на современном этапе реформ должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках и ее подъем. Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают дальнейшее увеличение производства добывающих отраслей с постепенным повышением доли перерабатывающих отраслей.
Основные методы промышленной политики области:
- реструктуризация промышленных предприятий по критерию их финансовой и социальной эффективности;
- гибкое применение налоговых льгот по отраслям промышленности;
- поддержка экспортно-ориентированных предприятий путем государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы;
- государственная поддержка проведения предприятиями промышленности международной сертификации экспортно-ориентированной продукции;
- сертификация производств промышленных предприятий на соответствие международным стандартам по управлению качеством серии ИСО 9000;
- обеспечение специализации и кооперации между промышленными предприятиями области;
- создание системы регулирования тарифов и цен на продукцию естественных монополий;
- обеспечение промышленным предприятиям возможности сокращения до приемлемого уровня расходов по содержанию социальной сферы;
- стимулирование размещения на промышленных предприятиях области заказов для областных и государственных нужд. Защита интересов местных товаропроизводителей от интервенции импортной промышленной продукции до расширения их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров и услуг, развитие рынка потребительских товаров и производственнотехнического назначения;
- развитие предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе на базе реструктуризованных производств промышленных предприятий, создание новых рабочих мест;
- стимулирование через бюджет развития инвестиций в производство, в том числе в форме долевого участия и выдачи гарантий Правительства области на основе конкурсов инвестиционных проектов;
- разграничение прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы контроля Правительства области за деятельностью управляющих;
- подготовка кадров необходимой квалификации, способных работать по требованиям международного рынка.
Учитывая сложившуюся ситуацию в промышленности области, ограниченность финансовых ресурсов территориального бюджета и необходимость их максимальноэффективного использования в целях увеличения доходов в течение ближайших 2-3 лет наивысшим приоритетом должны стать высокоэффективные, быстро окупаемые инвестиционные проекты, в которых Правительство области может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков.
В результате проводимой экономической реформы в промышленности области выделяются следующие группы отраслей и производств, различающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке:
- экспортно-способные отрасли промышленности (нефтяная, нефтеперерабатывающая);
- отрасли, способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (энергетическое машиностроение и электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, биотехнологии);
- отрасли, не способные в короткие сроки выйти на внешний рынок, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность).
По первой группе отраслей имеется собственная финансовая база для развития. Политика в отношении них будет ориентирована на их развитие на основе самофинансирования. Этому будет способствовать введение дифференциации платы за пользование недрами и акцизов с учетом качества.
Эта отрасль привлекательна для иностранных инвестиций и поэтому должны создаваться условия для их максимального привлечения без ущерба для экономической безопасности области. В первую очередь инвестиции необходимы для разработки месторождений нефти и газа, обеспечения систем трубопроводного транспорта. Для этого необходимы ежегодные инвестиции в объеме не менее 360 млрд.рублей, что позволит увеличить в области добычу нефти к 2000 году на 337.7 тыс.тонн или 27 процентов, а добычу газа на 394.5 млн.куб.м или в 2.1 раза.
Для второй группы отраслей характерно, что их продукция способна выйти на мировой рынок, где будет сталкиваться с особо острой конкуренцией.
Поэтому в отношении этой группы отраслей потребуются прямые меры поддержки Правительства области - предоставление государственных гарантий при организации сбыта на внешних рынках, содействие формированию совместных предприятий, организующих сбыт продукции области на внешних рынках.
К производствам третьей группы должны быть применены меры по стимулированию внешнего и внутреннего спроса на их продукцию.
Основные методы промышленной политики для этих отраслей - сертификация импортируемой продукции и защитные импортные тарифы. В этих отраслях прямая государственная поддержка должна оказываться только в чрезвычайных случаях, связанных с социальными факторами.
Поддержка внутреннего спроса по этой группе будет осуществляться путем: