Рынок недвижимости в России и Саратовской области только складывается. Не определены юридические процедуры установления прав и оформления сделок с недвижимостью. сохраняется неконкурсное предоставление земельных участков, административно устанавливаемый налог на землю, местные налоги на содержание недвижимости и инфраструктуры.
Недооценка процессов формирования и защиты собственности, ее рационального использования и контроля со стороны органов власти, рыночной оценки стоимости недвижимого имущества привела к размытости понятия "собственник", к осуществлению "бесплатной приватизации", и как результат, к массовому банкротству предприятий и недобору налоговых поступлений в бюджет, росту социальной напряженности.
Завышенная оценка недвижимости не позволяет "требовать" от собственника увеличения прибыли на вложенный капитал, применять к нему налоговые санкции. За годы реформ создан слой богатых людей, владеющих значительной недвижимостью, но стоимость их имущества все еще оценивается по остаточной стоимости с учетом принятых переоценочных коэффициентов и тем самым, в конечном итоге, не задействован механизм перераспределения дохода в пользу малоимущих.
Для обеспечения успешного функционирования рынка недвижимости в среднесрочной перспективе предусматривается:
- ввести в рыночный оборот земельные участки и паи, приобретенные в ходе приватизации и аренды; осуществить выкуп недвижимости (земли) по приемлемым ценам земельных участков под приватизированными предприятиями;
- завершить, в том числе на местном уровне, правовую проработку вопросов, касающихся управления недвижимостью и в первую очередь той собственностью, которая принадлежит государству, обеспечивая прозрачность получения и распределения от нее доходов;
- провести ряд комплексных мер по отработке нормативно правовой базы для рынка недвижимости, обеспечению сделок с куплей-продажей земли, другой недвижимости, конкурсной продаже государственной недвижимости, созданию системы регистрации прав на недвижимое имущество, нормативной базы для системы страхования прав собственности на недвижимость, разработке механизма налогообложения недвижимости;
- повысить ответственность профессиональных участников рынка недвижимости, усилить контроль за лицензированием и работой брокеров, риэлтеров, страховщиков, кредиторов и ответственных работников исполнительных органов власти;
- завершить работу по зонированию, земельному кадастру и оценке земельных участков и строений на базе современных методик оценки недвижимости, подготовив для рынка недвижимости соответствующие кадры;
- создать при Министерстве собственности и банкротства "Экспертный совет по недвижимости";
- расширить положительный опыт выпуска жилищных займов, имеющихся у муниципального банка "Радоград";
- создать единую систему учета государственной собственности путем разработки реестров (приложение 5);
- создать систему мониторинга процессов приватизации и развития инфраструктуры рынка недвижимости, систему обучения и аттестации для подтверждения профессионального уровня физических лиц.