Основным препятствием на пути к экономическому росту всех отраслей области является медленный процесс преобразований на уровне предприятий. Проблемы, накопившиеся на предприятиях области, начинают приобретать неразрешимый характер и ставят под угрозу само существование предприятий. За 1996 год доля убыточных предприятий в основных отраслях: промышленности, транспорте, строительстве возросла с 37 до 58 процентов. Сумма убытков увеличилась за 1996 год в 2.8 раза.
Эффективному функционированию предприятий препятствуют:
- слабое влияние собственников на решения, принимаемые на предприятиях;
- отсутствие эффективных механизмов по обеспечению выполнения конкретных обязательств;
- отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий для собственников и для государственных и фискальных органов;
- неэффективность системы управления предприятием.
Все это требует внутренних преобразований на предприятиях, проведение их реструктуризации, к которой необходимо приступить в 1997 году. Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно.
Правительство области, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий, будет создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые сами активно реформируются с целью увеличения производства и улучшения своего финансового положения.
Для предприятий, которые сами активно реформируются, необходимо:
- разработать систему экономических нормативов лимитирующих уровень кредиторской задолженности, налогооблагаемого имущества, валовой и налогооблагаемой прибыли, размер выплачиваемых дивидендов, расходы на управление, фонд потребления и оплаты труда, структуру и размеры дебиторской задолженности;
- разработать комплекс мер по поддержке активно реформирующихся предприятий. Только эти предприятия должны получать преимущества при распределении бюджетных инвестиций на конкурсной основе, возможность реструктуризовать долги бюджету и внебюджетным фондам и другие меры поддержки Правительства области;
- определить формы и методы поддержки предприятий.
Наряду со стимулированием реформирующихся предприятий будут ужесточены санкции к предприятиям, допускающим рост неплатежей, активно применяться процедура банкротства.
Для предприятий, где имеется доля государственной собственности необходимо обновление механизма доверительного управления государственным пакетом акций и представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ.
Право доверительного управления должно передаваться только на конкурсной основе по договору.
Для решения проблемы неплатежей по налогам необходимо трансформировать систему налогового законодательства: усилить требования налоговой дисциплины в отношении текущих неплатежей и осуществить реструктуризацию просроченной фискальной задолженности по реформируемым предприятиям.
Необходимо осуществлять обучение руководителей современным методам управления, разрабатывать и внедрять методику подбора, систему выдвижения кандидатов и их подготовку к работе на руководящих должностях.