Определяющим вопросом региональной налоговой политики является вопрос о налогообложении (как совокупном налоговообложении, так и налогообложении каждого налогоплательщика или их групп). Отсутствие единой методики его определения на территории России требует выработки единых подходов к расчету налогового обложения на территории Саратовской области. Это позволит при определении приоритетов налоговой политики области перенести центр тяжести налогообложения с одних категорий и групп плательщиков на другие и избавит от необходимости ограничивать налоготворчество региональных и местных органов власти через установление предельных ставок для соответствующих налогов.
Возможность реализации принципа справедливости и равномерности налогообложения, а также обеспечения приемлемых условий налогообложения деятельности наиболее важных для развития экономики секторов производства на уровне области может быть реализована только через систему налоговых стимулов (пониженные или повышенные ставки, льготы по региональным и местным налогам) в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет области и местные бюджеты. Необходимо уходить от практики установления индивидуальных льгот или практики установления большого количества льгот, не имеющих большого значения для большинства налогоплательщиков, но создающих прецеденты нарушения законодательства. Следует поставить на строгий текущий контроль предоставление и использование целевых льгот по налогам.
На основе законодательно предоставленного права области и муниципальным образованиям устанавливать и прекращать действие отдельных региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять льготы в рамках средств, зачисляемых в соответствующие бюджеты. Необходимо проработать систему распределения налоговых платежей между областным бюджетом и различными видами местных бюджетов. Эта схема должна предусматривать разработку механизма регулирующих налогов области.
Усиление позиции налоговых платежей как источника формирования финансовой базы органов власти в области должно быть в первую очередь связано с разработкой мероприятий по укреплению налоговой дисциплины и улучшению собираемости налогов. В этих целях предусматривается:
- все субъекты малого предпринимательства, попадающие под действие Закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности", перевести на упрощенную систему налогообложения. При этом рассмотреть вопрос о целесообразности отмены ограничений, предусмотренных данным законом для перехода на упрощенную систему налогообложения в части существующей задолженности перед бюджетом, нарушения отчетной дисциплины, и предельной численности работающих;
- параллельно рассмотреть вопрос о соответствии цены патентов их реальной стоимости, приурочить уплату единого налога к моменту регистрации предприятия и оплаты патента;
- обеспечить на территории Саратовской области достоверную оценку всех объектов недвижимости, принадлежащих плательщикам на правах собственности;
- реструктуризировать недоимки в территориальный бюджет, в том числе в инвестиционные налоговые кредиты.