Формирование рыночной инфраструктуры в области определяется особенностями ее развития и потенциалом , проводимой макроэкономической политикой Правительства области, уровнем жизни населения.
Состояние банковской системы в среднесрочной перспективе можно охарактеризовать как кризисное. Банкротство и закрытие региональных банков будет сопровождаться ростом числа филиалов столичных банков, интересы которых в участии в развитии региона эгоистичны. Процессы разорения мелких и средних региональных банков и одновременного укрепления позиций в регионе крупных столичных банков будут усиливать монополистические тенденции в банковской сфере. Филиалы иногородних банков в своей деятельности практически неподконтрольны Главному управлению Центрального банка РФ по Саратовской области, и с ростом числа филиалов будут существенно снижены достигнутые в последние годы положительные результаты в укреплении нормативной базы деятельности кредитных организаций.
Для снижения влияния неблагоприятных факторов предусматривается проведение протекционистской политики в отношении региональных банков, в рамках которой необходимо:
- осуществить комплекс мер по укреплению капитальной базы коммерческих банков с использованием всех имеющихся в области возможностей, включая привлечение в качестве инвестора Правительства области, местных органов самоуправления:
- способствовать банкам, не сформировавшим до 1999 года необходимый капитал, в реорганизации и перерегистрации в небанковские кредитные организации.
Основой развития системы страхования является обеспечение бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Основными проблемами страхового рынка области являются: значительная конкуренция , небольшой ассортимент страховых услуг и недостаток опыта проведения различных видов страхования , включая оценку страхового риска , его управление и оценку подлежащего возмещению ущерба.
Направлениями в развитии страхового рынка являются:
- развитие страховой инфраструктуры, связанной с размещением страховых рисков среди нескольких страховых организаций, методологией расчета тарифов по нестандартным страховым рискам ;
- повышение уровня страховой культуры населения;
- расширение обязательного страхования;
- разделение функций страховщиков и перестраховщиков , установление надлежащего контроля за передачей рисков в перестрахование;
- тесное сотрудничество местных органов самоуправления и страховых компаний области;
- участие страховых организаций области в региональных и муниципальных комплексных программах.
Для развития системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) предусматривается расширить услуги и создать единый депозитарий при Министерстве финансов, что будет способствовать становлению единого междепозитарного пространства.
Для обеспечения успешного функционирования финансовой инфраструктуры области предусматривается:
- завести реестры аудиторских, страховых, инвестиционных фирм и компаний, частных представителей, путем их аккредитации в соответствующих комиссиях при правительстве области;
- создать в области ассоциацию профессиональных участников фондового и инвестиционного рынка Саратовской области;
- организовать: Общественный совет НПФ, Комитет защиты акционеров, Центр по инвестиционной политике и коллективным инвестициям, Информационное агентство развития инвестиционного рынка области.