В основе денежно-кредитной политики лежит признание невозможности осуществления самостоятельной региональной денежно-кредитной политики в силу единства денежной системы страны и централизованного характера управления денежным обращением. Региональный аспект проводимой денежно-кредитной политики включает в себя учет интересов области.
Основной задачей в денежно-кредитной сфере является всемерное содействие курсу Федерального Правительства на дальнейшее укрепление рубля, повышение его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В то же время проводимая на федеральном уровне рестрикционная денежно-кредитная политика, предполагающая создание дефицита платежных средств, не соответствует интересам экономики области в условиях обострения в 1997 году внутрирегионального кризиса неплатежей. Тактической особенностью проводимой в области денежнокредитной политики является ориентация на переход от политики кредитной рестрикции, направленной на борьбу с инфляцией, к политике кредитной экспансии, ставящей своей целью стимулирование производства и предусматривающей:
- разрешить эмиссию Правительством области и органами местного самоуправления различных долговых обязательств, способных выполнять роль платежных средств;
- допустить осуществление инвестиционных проектов на основе дополнительных региональных и муниципальных займов на реализацию программ жилищного строительства, газификации и телефонизации.
Регулирование денежно-кредитной политики на уровне области должно быть направлено на решение двух принципиальных задач снижения кредитных ставок и удовлетворения спроса на кредитные ресурсы со стороны реального сектора экономики.
Учитывая отсутствие возможностей прямого количественного регулирования ставок денежного рынка, которые в планируемом периоде будут определяться централизованно ставками рефинансирования и ставками доходности долговых обязательств федеральных органов власти, программа предусматривает активизацию методов их косвенного регулирования, в том числе:
- координировать действия министерства экономики и инвестиционной политики области, министерства финансов области, регионального отделения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Главного управления Центрального банка России по Саратовской области по отслеживанию динамики ставок в регионе и принятию соответствующих мер по их регулированию; создать органы, координирующие работу Правительства области и Центрального банка в этой сфере, подключить к этой работе коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения области;
- использовать сжатие или расширение эмиссии обращаемых долговых обязательств, изменение ставок доходности ценных бумаг, эмитированных Правительством области, регулирование Управлением Центрального банка размеров обязательных резервов коммерческих банков на внутримесячные даты, увеличение или сокращение объемов рефинансирования коммерческих банков путем предоставления ломбардных кредитов, кредитов под переучет векселей и проведения однодневных расширенных операций типа РЕПО и другое.
Последовательная политика в области финансовой стабилизации должна обеспечить сохранение на финансовом рынке области более низкого уровня ставок по сравнению с предыдущим периодом и доведение ставок в 1997 году до 25-30 процентов годовых с последующим снижением по мере снижения ставок Центральным банком РФ.
Учитывая противоречивость одновременно решаемых задач снижения ставок кредитования и стимулирования накоплений, необходимых для удовлетворения возрастающего спроса на кредитные ресурсы, предусматривается создание механизмов стимулирования накоплений, основанных на неценовых факторах. В системе соответствующих мер в качестве главного элемента выделяется повышение надежности предоставления займов в области. В этих целях необходимо:
- восстановить статус Правительства области и местных органов власти как первоклассных заемщиков;
- предоставлять правительственные гарантии займам в рамках финансовых программ, а также отдельным заемщикам, в развитии которых заинтересована экономика области;
- инициировать создание специализированных фондов страхования займов и участие в их деятельности;
- развивать механизмы и структуры по взысканию долгов с неплательщиков;
- инициировать в государственной Думе РФ вопрос регулирования на уровне региона деятельности на территории области филиалов коммерческих банков из других регионов с учетом их ответственности перед кредиторами и вкладчиками.
Рост накопления необходимых ресурсов требует концентрации усилий правоохранительных и фискальных органов на борьбе с незаконным оборотом наличных денег и одновременным стимулированием развития форм безналичных расчетов.
Также предусматривается усиление механизмов валютного контроля, препятствующих вывозу капитала за рубеж.
Конечным результатом реализации предусматриваемых мероприятий должна стать ремонетизация и дедолларизация экономики как фактор начала экономического подъема.